eccomi

В.В.Емельянов. Категории культуры Древнего Востока. Человек.

Человек
Древний Восток не знает этой категории в чистом виде, нет слова с таким значением. Скорее всего, "человек вообще" - это достижение христианской цивилизации. На древнем Востоке не может создаться абстрактное понятие человека, т.к.
· Люди интересовали государство как энергетические ресурсы; люди были орудиями, нередко - собственностью государства, которыми оно распоряжалось свободно и произвольно
· Человек всегда вписан в систему (напр. общинную), и поэтому не может восприниматься отдельно от того порядка, которому принадлежит. На древнем Востоке не было бездельников, авантюристов, людей, которые жили только для себя, т.е. вне выполнения своей социальной функции. Кроме социальной существует ещё и некая космическая функция человека, его долг перед богами, перед мёртвыми предками, и его вписанность в общий порядок, в котором существуют боги, предки и люди.
· и человек не может посмотреть на себя со стороны, отойдя от государства и системы, в которую он вписан.
Чтобы сказать "я человек", нужна определённая доля эгоизма, но эгоизм тогда был слишком большой роскошью. "Человек" - это "голый человек на голой земле", он появляется в христианстве именно потому, что у него нет ничего. Древний Восток ничего подобного не знает.

Наиболее абстрактные слова для обозначения человека - шумерское lu и аккадское awilum. Эти слова сами по себе не означают "человек".
Awilum - однокоренное со словом alum (община, город). Awilum - это горожанин или общинник. Это человек, который имеет на данной территории земельный участок, переданный ему по наследству. Поэтому он правоспособен, может быть членом народного собрания, имеет право голоса и может занимать любые должности в данном городе. Человек, таким образом, связан со своей территорией: не "я русский", а "я сын Ленинграда". Связь с предками, захороненными здесь, осуществляется через этот город и эту землю.
Шумерское lu - гораздо сложнее. В шумерском языке нет категории рода; есть мир мужского и мир женского языка, которые не соприкасаются между собой. "Мужчина" = "человек" = lu.
"Женщина" = mi; она не мужчина, и, соответственно, не человек.
Но lu - это не просто мужчина. В древней Месопотамии человек проходит 4 жизненные стадии, каждая из которых характеризуется определённым статусом и кругом обязанностей:
1. tur - маленький человек.
"Ребёнок должен так же подчиняться приказам родителей, как родители - приказам богов". Он не является самостоятельным субъектом действия; он - собственность родителей, которые могут сделать с ним всё, включая продажу в рабство за еду. Это вещь, во многом подобная рабу. Ребёнок принадлежит родителям, но не государству.
2. Gurus - юноша, молодец.
Инициация; принимается в воинский коллектив, член дружины царя, может быть отправлен в поход. Государство (как в Месопотамии, так и в Египте)) может распоряжаться им как угодно, т.к. у него нет ни семьи, ни имущества.
Египет, Среднее царство: набор в армию - в 11 лет.
В 18 в. до н.э. при Хаммурапи - первая перепись населения в Месопотамии: набор в армию - в 11-12 лет.
Лет 5-6 уходит на войну. При этом они активно добывают на войне деньги: правилом любой древневосточной войны было разграбление завоёванных территорий. В Месопотамии изобрели колесо, поэтому часть добра можно было увезти на колёсной повозке, а часть просто сплавлялась по реке. Грабили, в частности, строительный камень и медь, которые можно было сбыть за множество серебряных слитков. На эти деньги можно будет жить дальше.
3. lu - хозяин.
В 18-19 лет юноши возвращались с войны и становилитсь хозяевами. Хозяин - это свободный взрослый мужчина, имеющий право носить оружие, построивший собственный дом и обрабатывающий земельный участок, который перешёл к нему по наследству. Дом он стоит на свои деньги. Он имеет право быть участником народного собрания.
В этом статусе он проводит большую часть жизни.
4. abba - отец, старик.
Примерно к 45 годам.
Старик - это хранитель вековой мудрости, уважаемый человек, состоящий в совете отцов, или старейшин города, которому принадлежит решающее слово в решении вопросов. Но его опыт его сковывает, мешает ему жить инициативно. Он сверяется с тем, как было раньше и тормозит развитие и не может быть героем литературного произведения или примером царю.

Древневосточнгой литературе интересны только gurus и lu - активный, деятельный человек, способный на руководство страной.
Шумерский царь - lugal (большой, взрослый lu). Не царь, но военный вождь. Это наиболее инициативный воин из числа молодых людей. Первоначально это не lu, а gurus, и этот социальный механизм, видимо, одинаков во всех обществах (ср. Васька Буслаев в Новгороде): наиболее буйные горожане небольшого возраста, которым некуда девать силу, и которых используют более мудрые граждане города. Отправляясь на войну, он требует от своей общины гарантий, что если он вернётся, то получит высший государственный пост. С этим соглашались, т.к. верили, что он погибнет, -- но он возвращался…
Гильгамеш совершил два ритуальных преступления:
· не пошёл работать на соседний город (повинность)
· потребовал, чтобы его назначили царём, и напал на соседний город
Он был причиной огромного числа войн за превосходство между городами. Его сделали героем, а затем обожествили!
Древний Египет: 30 в. - юный царь Менес объединяет две части Египта. Более 40 000 жертв.
28 в. - 27 000 жертв, присоединение оставшегося нома.
За это Менеса провозгласили святым.

Таким образом, в начале царём был gurus! Но во время развитого государства изменился не только статус, но и возраст царя: 20-25 лет, безупречный в поведении, имеющий позитивную программу развития города. Под конец шумерской цивилизации он должен был быть грамотен, хорошо знать школьную литературу, арифметику, астрологию, музыку и т.д., т.е. начинают выдвигаться интеллектуальные требования.
В Египте - точно так же. В раннем Египте царевич становился фараоном в возрасте около 2 лет, и его деятельность была связана с первыми двадцатью годами правлени.
Во время Нового царства возникает феномен, которого не знала Месопотамия: институт соправления, введённый, вероятно, Аменхотепом II или III. Это соправление также было своеобразным институтом инициации, т.к. за это время передавалась не только власть, но и ритуальный опыт, опыт включённости данного человека в общность. Из-за этого росла сознательность будущего фараона, но и его возраст (около 30 лет). Царь понимает, что этот мир создан не им, и нужно хорошо знать его законы, чтобы в нём выжить.

О правителях много сведений, об остальных же её почти нет.
Ни один человек не может быть назван просто по имени, без указания его должности, т.к. человек не воспринимается вне своей социальной роли - точно так же и бог, если он не имеет социальной функции, не может стать почитаемым. "Было время, когда Думмузи не руководил скотом и не имел me, но тогда с ним не считались".
Бог, не имеющий me, не может ничего сделать, как человек вне своей общественной функции как бы и не человек. Он переходит в категорию маргиналов: больные, сироты, вдовы; их нужно опекать, но своей бездеятельностью они наносят ущерб всему мировому порядку. Когда человек заболевал, то испытывал страшные угрызения совести, т.к. переставал работать и не исполнял ритуали не выполнял долг перед богами, и, тем самым, наносил ущерб всему миропорядку. Поэтому - старались находиться на должности до самой смерти и поддерживать мировой порядок. Карьерный рост и переход между профессиями был нормальным явлением, но человек среднего звена трудился на своём месте и старался с него не сходить.

Жизнь рядового общинника
1. семья и обязанности: земледелие, забота и жене и детях, оплата обучения детей в школе (учителями платили непосредственно родители), помощь беднякам из твоей общины.
2. народное собрание: одобрение или неодобрение предложений царя относительно новых зданий, походов, праздников.
3. религиозные обязанности: поддержание семейного культа (загробное кормление предков и поминание их в определённые дни), молитва личному богу, участие в общегородских праздниках (т.е. внесение доли жертвы богу), участие в спортивных игрищах в честь богов.

Сперва хоронили под полами домов, затем появились кладбища.
Чем больше детей разных возрастов, тем на более долгое время обеспечена загробная жертва.

К концу 3 тыс. до н.э. возникает чёткая идеологическая схема: главное предназначение человека - это работа на богов, а уже во вторую очередь - на семью.
Работа на богов - это жертвы + повинности. У храмов были огромные повинности, которые нужно отрабатывать. За это человек получал натуральной выдачей или часть урожая. Существовали также налоги, которые все платили в казну царя или храма. За их счёт собирался неприкосновенный запас на случай войны, засухи, эпидемии, строились храмы, собиралось войско.

Совсем другая жизнь была у ремесленников, торговцев и писцов.
Ремесленники
Ремесленник зависит от храма. Все мастерские находятся в распоряжении храмовой администрации, его продукцию продаёт храм, а он получает за это рацион. Может иметь землю в общине, а может и не иметь.

Торговцы
Точно так же; их прибыль достаётся государству. С деньгами у них плохо до сер. 2 тыс. до н.э.
Во 2 тысячелетии появляются купеческие города, каждый из которых имеет свой устав (его главный пункт - не выдавать своих, если тебя поймали; в этом случае город обещает выплатить выкуп), живут транзитной торговлей и контрабандой. Эти города в менишинстве, их ненавидят и считают городами бездельников. Наиболее известный город - Каниш.
Так продолжалось до времени Хаммурапи, который правил 42 года; после его правления города возродились.

Писцы
Писцы вели особую жизнь, совсем не похожую на то, как жили остальные.

Для поступления в школу нет никаких ограничений, кроме внесения регулярной платы. И мальчики, и девочки в возрасте около 9 лет отдавались в школу, где учились примерно до 25. Таким образом никаких представлений о смене возрастов нет. Независимая, самоокупаемая система, в которой каждый зависит от его способностей и платы, а также от терпения (специальный надзиратель - "владеющий хлыстом").
По выходе из школы человек не платит ни повинностей, ни налогов, может свободно переходить от заказчика к заказчику, получает высокую плату, может построить хороший дом и иметь большую семью. NB: до конца 2 тыс. писцы не имели сакрального статуса! Они - всего лишь чиновники особого рода.
Егитет: текст "Прославление писцов" - письмена переживут пирамиды, труд писцов выше гробниц, письмо - священный дар Тота.
(Т.к. письмо связано с культом предков (прошлое) и планированием хозяйства (будущее).)

Таков человек в спокойное время, когда государство стабильно. В беспокойное время меняется и его судьба, и отношение к миру.