eccomi

В.В.Емельянов. Категории чультуры древнего Востока. Часть III.

Судьба
На древнем Востоке человек не мог испытать одиночество, "экзистенциальный холод бытия", потому что не мог чувствовать себя отделённым от мира: с самого рождения он был встроен в очень общую и очень жёсткую структуру. Имя, родословие, имущество, получаемые им при рождении, идентифицировали человека как с обществом, так и, прежде всего, с его судьбой.
Судьба заключена в имени, происхождении, в том, чему он может наследовать => человека ограничен в проявлениях своей индивидуальности.
Русское слово "судьба" < "судити" (говорить); "рок" < "речь", т.е. судьба - это то, что сказано или предсказано, предназначение.
"Жребий" < "жерб" (деревянная или металлическая дощечка, которую вытягивают при решении дел).
Латинское fatum < fari.
Аккадское simtu < "распределять". Это доля при разделении всех доль.
Шумерское nam - "то, что есть". Это также абстрактный показатель.
До каких пор длится судьба, и когда она начинается?
Судьба в Шумере - это вся совокупность событий, с которыми человек сталкивается от рождения до смерти. Судьбы всех людей отличны, но когда человек умирает, у него уже нет своей судьбы, а есть общая для всех умерших судьба; в загробном мире человек неотличим от других мёртвых.
В Ассирии и Вавилоне, у евреев и арабов - т.е. у семитских племён - судьба тождественна смерти. Это то, что препятствует человеку и пытается выжить его с этого света. "Ушёл к своей судьбе" = умер; богиня судьбы - богиня чумы.
Арабы: Манат - богиня судьбы и смерти, чёрная птица.
Simtu значится в составе органов человеческого тела, т.е. в человеке уже сидит его смерть.
Если для семита же судьба - это то, что разрушает или нарушает форму, то судьба для шумера явлена в материи и форме: судьба человека, судьба царя; новорожденный человек получает тело и судьбу.
Прежде, чем получить судьбу, нужно получить её обоснование. Все законы находятся на небе.
Шумерский текст о птице Анзу. Когда птица Анзу встречает урукского царевича, то спрашивает, кто он: "Если ты бог, награжу тебя словом; если ты человек, наделю тебя судьбой." Богу судьба не нужна, т.к. он нематериален и бессмертен; ему достаточно слова, которым он творит мир вокруг себя.
У шумеров есть несколько онтологических (предфилософских) категорий, связанных с понятием судьбы.
1. Me < "быть явным, быть видимым, являться, обладать статусом или должностью". Это глагол-связка.
Ме - это бытие как явление; промежуточное состояние между невидимостью и явленностью предмета, воля предмета к бытию.
Ме - это власть, авторитет, должность, ритуал, мужская потенция, слово, приказ, молчание, священный трепет, ужасный блеск, молитвенное состояние. Это сосредоточение сакрального, потенция всякого бытия, закон, проявляющийся в божественном слове.
Все me находятся у Ана на Седьмом небе; он спускает их на землю и к младшим богам. Наибольшее число me хранит в своей подземной области Энки. Ме - главное орудие богов, нужное, чтобы творить, и совокупность жертв и обрядов (т.е. запас жизненных сил) данного храма. Все me должны быть использованы безукоризненно, т.е. число жертв не должно уменьшаться, а обряды должны совершаться неукоснительно.
Если число me падает, наступает мор, голод и проч. Царь, который восстанавливает страну после войны, называется "возвращающим me на их место".
С me связан ряд выражений:
· восседать на me
· оседлать me
· вязать me в узел
· вязать me в сноп
и т.д. Всё это могут боги.
Когда me попадают к богам, то они реализуются или материализуются как судьбы, т.е. nam, и те уже превращаются в предметы, умения, навыки, качества, атребуды и т.д., с которыми могут работать люди. Nam невозможна, пока нет me.
Инанна и Энки: текст о похищении me. Инанна решила на своей ладье отправиться из родного Урука в город Эреду к своемй отцу Энки, где устроила в честь него пир и уговорила пьяного Энки отдать ей все свои me. В результате этого старики Урука получили мудрость, а юноши - радость сердца.
Эта история - ответ на вопрос, почему погиб город Эреду (далеко отошёл Персидский залив, заиливание и засорение почвы, жители перешли в соседний Урук).

Кроме этого, существует belloda - тот божественный порядок, в котором существуют все вещи и все люди. Человек живёт по своей nam, но при этом он встроен в общественный порядок.

При рождении человек получает имя. Имя всегда благоприятно, в его состав входит имя бога, который считается хранителем ребёнка (именной бог; а ещё есть родовой, у царей - ещё и династический). С человеком может происходить только то, что есть в его имени. (Кстати: мы знаем имена коров.)
Энлиль и Намзитарра: Человек по имени Намзитарра был назначен ночью охранять храм Энлиля в Ниппуре (горожане делали это по очереди). За ним наблюдал сам Энлиль. Намзитарра ему понравился, и он принял образ ворона, чтобы к нему спуститься, но Намзитарра его узнал. Энлиль: "Судьба твоя будет по твоему имени." Намзитарра = "благая судьба определена".
Этот текст переписывали дети в школах и он очень важен.
Переименования были, но только в случае интронизации. Имя меняли, чтобы в его состав вошло одно из имён главных богов страны. В одном из текстов говорился, что "детское имя правителя меняется на имя владычества". О других сменах имён мы ничего не знаем, т.к. в текстах это не отражено.

Затем судьба распространяется на занятие человека; в тексте 26 в. до н.э. упоминается судьба как половая идентификация: когда рождается мальчик, нужно дать ему в руки дубинку, а девочке - веретено. Распространённость этого обряда неизвестна.

Могут существовать три судьбы: судьба царя, судьба писца (т.е. образованного человека) и судьба простого общинника.
Судьба царя связана с исполнением миссии, задания, данного богами.
Судьба простого человека
- хранить богов жертвами; все прочие аспекты его судьбы второстепенны.
Судьба образованного человека - судьба собирателя традиции. Он не платит налогов и получает за работу много денег, а к концу месопотамской цивилизации - получающий личный путь в бессмертие через то, что он пишет.



На очереди --вторая часть, посвящённая древнему Египту.
  • Current Music: Josh Groban - Un amore per sempre