triambaki

В.В. Емельянов. Категории культуры древнего Востока. Часть I

Всё нижеследующее является прямым нарушением любых копирайтов. По собственной наглости я выкладываю на ваше обозрение неправленные черновики, не сказать -- конспекты курса, автором которого является тот самый Владимир Владимирович Емельянов. Скоро-скоро это станет книжкой, и тогда -- ищите в магазинах города и вообще :)
Продолжение следует. На очереди:

  • время

  • судьба

  • справедливость

  • божество

  • человек



Категории культуры древнего Востока - это категории не мировоззрения, а мироощущения.
1. Они логически неопределимы, полисемантичны, так как представляют собой цепочки ассоциаций, ведущие от одних предметов к другим.
2. Они не нуждаются в доказательстве. Они самоочевидны, от них рассуждение ведётся дальше. Это не сверхсмысловые категории - они лежат ниже смыслового уровня, в основе любых других объяснений.
Древний Восток фактически не знает повествовательной литературы. Все тексты, из которых мы извлекаем информацию о мифологии, не являются мифами: мифов не было. Были гимны, исполняемые под музыку - в честь храмов, богов, героев… Они пелись => крайне эмоциональное состояние, а не нейтральный тон повествования; высказывание неразрывно с состоянием говорящего, с его отношением к предмету разговора.
Фалес совершил переворот в человеческой мысли, говоря об абстрактной воде; древний человек не знает воду вообще, воду как таковую, и слово "вода" определяет и отношение между ним и водой, и что-то очень конкретное. =>
3. каждое слово связано с состоянием психики. Нет рассказа - он впервые появляется в египетской школе Среднего царства, где начинают создаваться сказки для учеников.
Поэтому мы можем рассматривать категории культуры древнего Востока только в границе языка, не приписывая современных абстрактных понятий, а занимаясь тем, как сами люди древнего востока пытались их определить в языке.
Принципиально невозможен сравнительно-типологический анализ, так как он даёт лишь поверхностный взгляд на предмет.
4. Категории культуры древнего Востока не являются абстрактно-логическими: каждая категория существует не сама по себе, но только в ритуальном хронотопе; она одновременно материальна и идеальна, манифестируется предметом или группой предметов.


Мир\Вселенная
Эти понятия вообще не свойственны для людей древнего Востока; существовало несколько терминов.
Шумер
1. Первая строка строительного Гимна Гудеа в перевода Афанасьевой: "Когда во вселенной решали судьбы"…
An-ki: "an" - означает небо, небо как свод с совокупностью звёзд и планет; "ki" - земля на всю её глубину, от поверхности до царства мёртвых.
То есть: "Когда судьба неба-земли была определена" - в этой строке речь идёт о том, как началось мироздание. Мироздание начинается с отделения an от ki; тогда там появляются свои боги, а потом an и ki вступили в брак, и началась жизнь всего живого.
Гильгамеш и небесный бык: Инанна, желая отомстить Гильгамешу за оскорбление, требует у своего отца Ану, чтобы он создал быка. "Не тзахочешь этого сделать, тогда закричу я, и криком своим сведу небеса с землёю", т.е. наступит конец света.
Самое страшное, что может случиться - это если an и ki сойдутся вновь.
2. nam-sar-ra: множественность, раздробленность.
nam - абстрактный показатель; sar - расчленять, придавать множественность, рассекать на 3 600 кусков.
Мироздание - это вовсе не здание, а совокупность множества разрозненных кусков, нагромождённых друг на друга.
NB: в обоих случаях мир - это то, что лишено целостности. Это не космос, а страшный беспорядок, хаос.
Семиты
3. kissatum < kasasu: нагромождать, заполнять (пространство)

Это естественно: при политеизме целостности взяться некуда.
"В те времена, когда Ан взял себе небо, вот когда; в те времена, когда Эрешкигаль взяла себе подземный мир, вот когда; в те времена, когда Энлиль взял себе землю, вот когда…"

Земледельческая община: огромная территория, нарезанная на участки для каждой семьи. Семья большая - до 400-450 человек.

Как мироздание членится?
Пространство
В этом хаосе мироздания вычленяется ряд сакральных объектов.
Вертикаль
4 отдела.
1. Небо - Ан. 7 частей; на седьмом небе - Ан, затем следуют солнце, луна, 5 планет и звёзды; на первом - Инанна.
На небе Ан хранит основные законы, которыми управляется весь мир.
2. Между первым небом и поверхностью земли - сфера Энлиля, бога воздуха, ветра, покровителя царской власти и законов природы.
3. Подземный пресноводный океан abzu, из которого вытекают все моря и реки. Управляет им Энки, бог мудрости. Abzu имеет сакральный статус: именно из глубины подземных вод приходит к людям тайная мудрость - главное средство для преодоления законов, учреждённых Энлилем. Энки здесь имеет образ рыбы; ему подчинены семь мудрецов.
4. Мир мёртвых, или страна без возврата, где правят Нергал и Эрешкигаль. С 25-24 в. до н.э. управляющим здесь становится Гильгамеш.
Эта же вертикаль -> Вавилон -> хетты, хуриты.
Горизонталь
1. Место сё, т.е. город, в котором проживает община. Город обладает сакральным статусом, так как образован вокруг храма. Наиболее сакрален храмовый престол, в котором стоит статуя бога, затем - здание храма, главная улица и т.д. Сакральность заканчивается там, где заканчивается городская стена. Это - kalam, наша земля, наше пространство.
2. Eden - степь, пустыня, равнина, место, где живут дикари и дикие звери, находящееся за пределами города. Здесь обитают демоны и могут даже появляться мёртвые. Это перевёрнутый мир, бесконечная равнина, которая заканчивается в горах.
3. Kur - горы (буквально - гора; затем - чужая страна и даже - подземный мир). В Месопотамии гор нет.
Эта вертикаль существовала вплоть до конца.
Стороны света
1. Север - место, с которого начинается война. Там живут хуриты, а затем - ассирийцы. Правый берег Евфрата.
2. Восток - благоприятная сторона. Восход, успешная торговля и успешная война, строительный лес и строительный камень. Это благое направление и начало.
3. Запад неблагоприятен: орды семитских скотоводов-кочевников вытаптывают посевы, дети Нергала, которые "не знают ни царя, ни письма, ни города, ликом свои сущие обезьяны", и не умеют правильно воевать.
4. Юг благоприятен: Персидский залив - хорошая торговля; медная руда, лазурит, сердолик… изобилие, богатство, могущество. Энки и Энлиль.
Эта классификация дожила до новоассирийского времени, и потом очень сильно сказалась на астрологических текстах.

Прямое - это хорошее. Эта прямота связана с равновесием, уравновешенностью. Прямой путь - путь уравновешивания. Прямо = "выравнивать рога", чтобы быки ровно шли при пахоте.
Правое связано с праведностью. Царь-праведный пастырь - "пастух правой руки".
Левое, тем не менее, не имеет никакой семантики. Никак не рассматривается в текстах.

География
Дружелюбные\враждебные страны.
Элам - враг. "Элам" - это синоним врага; благоприятное предсказание для царя начинается с того, что "если …, то царь Элама умрёт" - тогда у нас будет всё хорошо. Взаимная ненависть, постояннапя война. Разрушить Элам - доблесть.
Сирийские княжества и острова Дильмун - благоприятны.
Это также влияет на восприятие пространства.

Египет
Египетская религия не сформировала единого представления о сакральном пространстве, в отличие от Месопотамии, где этот образ существовал с начала 3 тыс. до н.э.

Вертикаль
· Небо
· Земля
· Дат
· Горы
· Вода
Небо. Тексты Пирамид: небо - это корова, рождающая звёзды. И здесь, и в Месопотамии неб воспринимается как пастбище, на котором пасутся телята или ягнята (Нанна изображается как пастух, погоняющий своим посохом ягнят).
Среднее царство: небо - верхний ил, по которому плывёт луна (Тот) или солнце (Ра); за горизонтом он переходит в Нил подземный, в который спускается солнце.
Всего существует три Нила; истинным является небесный. Исток Нила - на небесах (ни одна экспедиция не дошла до озера Тана; самое дальнее - до четвёртого порога).
Земля. Мир делился на чёрную и красную землю. Чёрная земля - это плодородная земля Египта, которой управляет Осирис; красная - пустыня или неосвоенная земля, царство Сета. Сюда же относятся и слёзы Сета - море (вплоть до нашествия гиксосов).
Представление о завещании Геба: 2/3 египетской земли принадлежат царю, который был живым богом, а 1/3 - всем остальным богам, при этом их доли земли одинаковы. Это следует понимать в контексте календаря: 2/3 земли - это земля за два сезона, когда она неплодородна (половодье и засуха), 1/3 - сезон всходы. То есть фараон землю готовит, а боги собирают урожай. В этом - сакральная функция фараона.
Дуализм пространства в Египте. Египет с первых династий - "государство обеих земель": Верхний и Нижний Египет. Существуют два фараона, два одинаковых храма Гора (Уаджет и Бердетский)…
Это представление сохранилось даже после объединения Египта (ок. 3000 г. до н.э.); титул "царь обеих земель" остался.
Это оказало существенное влияние на мышление. Так, и в Гелиопольской, и в Гермопольской космогонии боги творятся парами. Роковая пара - это Гор и Сет, два врага, которые делят между собой Землю.
Отличие: в Месопотамии у территории есть центр, к которому всё стремится, а в Египте центр находится везде, т.к. земля Египта есть земля бога (фараона), и где бы ты ни был - ты на священной земле, чувствуешь причастность к культу фараона. Зато вся земля вне Египта считается нечистой и пленник, который попадает в Египет, называется словом "тварь" - он не человек, пока не примет египетское имя, не войдёт в структуру государства и не начнёт говорить на египетском языке. Поэтому в Египте мы не найдём никого с иностранным именем (даже Моисей, Мусе, носит египетское имя).
В Месопотамии нечисто любое место, где нет храма, городской стены, царя, и не знают, когда писать. Это пространство окружает города и часто вторгается в их пределы, потому привычно и пленников не пытаются переделать; кроме того, боялись чужих богов (всякое место контролировалось каким-либо богом, и он мог отомстить). Поэтому в отличие от Египта, в Месопотамии нет ксенофобии.
Где же находится мир мёртвых? Четвёртая - пятая династии, наиболее ранние надписи: Запад, которым руководит Аментет ("западная женщина", богиня запада).
Географическая локализация есть в специальном западном пределе гробниц.
Уже при шестой династии, 100-150 лет спустя, в текстах Пирамид появляется понятие дат или дуат. Это наиболее глубокое и самое тёмное место, куда отправляются мёртвые. Обозначается кругом со звездой в центре: очень далеко.
Нигде не сказано, что мёртвые уходят в небо или под землю.
В эпоху Среднего царства дат - это особая сфера мироздания, расположенная на горизонте, т.е. в том месте, где земля сходится с небом.
Слова "подземный мир" в египетском языке нет вообще. Локализация страны мёртвых не связана с конкретным участком пространства.
Новое царство: согласно Книге мёртвых, праведники попадают в поля блаженства, а грешников съедает Пожирательница; но поля иару тоже не локализованы.
Вода. Море - слёзы Сета. Гиксосы (7 в. до н.э.) научили египтян любить море.
Нил до первого порога - священная река. Всё, что в ней обитает, имеет сакральный статус: крокодилы, бегемоты, рыбы. Человек, утонувший в Ниле до первого порога считается святым (Хэси - "посвящённый").
На первом пороге заканчивается Египет, земля, принадлежащая богу => дальше Нил не священен.
Как в Месопотамии, так и в Египте небо в эпоху ранней древности - стадо, а уже во II тыс. до н.э. начинает ассоциироваться со свитком или глиняной табличкой, а созвездия и звёзды - с письменами.
Царь Асархаддон (7 в. до н.э.) - "небесные письмена"; если их правильно читать, то узнаешь свою судьбу. В это время формируется астрология.
  • Current Music: [Weiss Kreuz Gluhen] Fight Fire with Fire - 03. Love of my Life
Емельянов рулит всегда. Это точно. Размещай дальше.