странные праздники

Сколь, - увы! - опасен для красы порок!

Меня тут belta учит уму-разуму, а я так ржу, что ну никак нельзя не поделиться. Делюсь ;)
Пародия на "Мазепу", предложенная в качестве рецензии на первое исполнение оперы. Автор - "Мефистофель из Хамовников". Опубликована в сатирическом журнале "Будильник" № 41, 1884 г.


МАЗЕПА
или
Сколь, - увы! - опасен для красы порок!

Опера в 4-х действиях П.И.Чайковского

Лица:
Василий Кочубей - муж г-жи Кочубей, нечто вроде батальонного командира из бурбонов, тем не менее - мешок, тюфяк, фетюк и плакса.
Любовь Павловна - по визитным карточкам, de Kotschoubey. Бой-баба, мать-командирша из "Веселой войны".
Marie, их дщерь; краса; ходит в коротких платьях и должна была бы представлять образец невинности, грации и всяких приятностей. Н-но…
Иван Мазепа - порок; особа не то интендантского, не то кукуевского ведомства. "Анафема проклят".
Андрей - псевдоним Д.А.Усатова, проживающего incognito в опере П.И.Чайковского.
Орлик - субъект, выгнанный за взятки даже из управы благочиния. Служит при Мазепе рец… рецидивистом.
Искра - говорят, очень милый человек, но прескверный тенор.
А.С.Пушкин - особа, дождавшаяся монумента.
П.И.Чайковский - особа, неожидающая монумента.

Действие 1.

Приятное местоположение в Хохландском уезде Малороссийской губернии. Хор хохлов и хохландок:
Я пойду, пойду на луг, на цветистый,
Я сберу, сберу венок там душистый,
Для кого тот венок заплетати?
Аль Борисову его надевати?
Или Корсов его на кудри взденет?
Иль Юневич повязку им заменит?

Marie. Разумеется, я. Мне венок, лучшей примадонне сезона! Я - крупная звезда.
Андрей. Ох, уж слишком даже крупная. Что с тобой сделалось, Marie? В прошлом году ты была такая худенькая…
Marie. Это все от любви. Ведь ты знаешь, -
Своими тихими речами
Меня старик заворожил!

Андрей. Вот тебе раз! Романс Глинки "К Молли"! Да ведь "Мазепа" - опера Чайковского?
Marie. Все равно! У русских композиторов - мода писать свои оперы с чужой музыкой. Однако прощай!
Андрей. А я было свататься пришел.
Marie. Это, - ах, оставьте! Я иду за Мазепу!
Андрей. Ну, иди… Следовало бы постараться уверить публику, что я удавлюсь с горя, да не стоит: лень…
Входят Мазепа, Любовь, Кочубей.
Мазепа. Вот и я. И, - представьте, - без бороды. Вся Россия знала мою бороду, - но начальство у нас строгое: пожалуйста, говорит, сбрей, братец! Мне что ж? Я говорю: пожалуй, изволь, братец! … Однако к делу. Василий! Отдавай мне дочь!
Кочубей. Как так?
Мазепа. Очень просто: квартира в одиннадцать комнат в бельэтаже и десять тысяч в год на булавки. Marie! Едете со мной?
Marie. Я согласна.
Мазепа. Вот и вся история. Адью-с!
(Уводит Marie, выпалив в знак своего торжества из заржавленного пистолета.)
Кочубей. Без денег и без дочки - вот так оказия! Что теперь делать?
Любовь. Погоди, Мазепа, старый чорт! Я тебе насолю. Василий! Сено тебе кто ставит в батальон? Мазепа?
Кочубей. Ну?
Любовь. Донеси, что, дескать, недоброкачественно…
Кочубей. Ага! Экая баба у меня продувная! Андрей! Строчи и поезжай в дирекцию в Петербург.
Андрей. Мы не согласны: никогда такими делами не занимались!
Кочубей. Вольнодумничать?! Я тебя!!! Поезжай!
Андрей, махнув рукой, уходит за сцену, чтобы при звездах и при луне поздно ездить на коне, но, так как мы не любители верховой езды, то можем опустить
Занавес


Действие 2
Картина 1

Кутузка. "В одной из башен угрюмый Кочубей сидит и мрачно в потолок глядит".
Ничего не понимаю! Я же донес - меня же и засадили! Тьфу! А все жена… И скука же здесь! Рявкнуть что ли команду какую? На то я и Борисов… На кра-а-ул! На пле-ечо!
Орлик (входя). Орать здесь строго воспрещается.
Кочубей. Да ведь публика позволяет…
Орлик. Мало ли что! Ну-с?
Кочубей. Что?
Орлик. Известно, что… ампоше!
Кочубей. Двугривенный!
Орлик. Рупь.
Кочубей. Пшел к черту!
Орлик. А! ты буянить? В темную его!!!
Кочубей (во всю пасть). О ночь мучений!!!
Своды темницы рушатся и погребают собой и узника, и Орлика, и до того времени невидимого, но все-таки заключенного по совокупности Искру.

Картина 2

Мазепа. Гм… Теперь я - особа. Щедрин говорит, что статские особы хрипят, а военные гнусят? Что лучше? Хрипеть или этак всей пастью в нос: м-м-мдаа! Буду и хрипеть и гнусить вместа! Гм… Тиха украинская ночь! Тебе что, Marie?
Marie. Денег нет.
Мазепа. Тише! Что с тобой сделалось сегодня? Кричишь, как будто тебя режут? Ведь здесь pianissimo… Вот и видно, что Борисову по опере сродни приходишься! А денег я тебе не дам, не заслужила.
Marie. Обидчик!
Мазепа. А ты не злись! На днях… (Музыка играет мазурку Глинки, Мазепа приплясывает.) Понимаешь?
Marie. Ничуть!
Мазепа. Я заключил контракт с одной польско-русской компанией… Лафа! Только подлец этот, твой папаша, чуть было всего дела не испортил!
Marie. А ты его… фютть!
Мазепа. О умница! Милая! Marrie!
Marie. Jean!!!
Объятие такое продолжительное, что публике даже совестно делается.
Занавес


Действие 3

Предназначено П.И.Чайковским для изрядного четвертования Искры и Кочубея, но, главным образом, чтобы показать публике, что четвертому действию всегда предшествует третье.
Между тем Андрей за кулисами все едет на коне при звездах и при луне; доехал; передал донос по адресу, и результатом всего оказывается

ПОЛТАВСКИЙ БОЙ
или
Музыкальная головомойка Мазепе от непосредственного начальства.
Штука такого тромбонисто-зазвонистого свойства, что испуганный ее грохотом, пальбой, распеканием, трехэтажными мотивами, зуботычными мелодиями, реброкрушительной гармонией, подмикитной оркестровкой и пр., и пр., и пр.,
Занавес взвивается по собственной инициативе, вследствие чего начинается

4-й акт

Андрей. Чорт возьми! Здорово разнесли мы сейчас Мазепу! Ну, подвернись он только мне! Я его!
Мазепа (входя) Погиб. Что ж это? Мне теперь остается дрова рубити, мостовую мостити и есть обеды по 30 копеек в какой-нибудь захолустной кухмистерской! Припрятать остатки заблаговременно… Батюшки! Андрей!
Андрей. А, любезный! Тебя-то мне и нужно! Городовой! Городовой!
Мазепа. Заткну ему глотку! (стреляет) Убит? Банкротство и убийство! Э! Все равно! по совокупности.
Мария. Однако что здесь за шум? Мазепа!
Мазепа. Шалишь, милая! Я остепенился! (убегает)
Мария. Ах! Изверг! Я схожу с ума!
И в самом деле сходит, ибо затягивает во все горло:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю!
Тихо светит месяц ясный
В колыбель твою.

Гром и молния. Является колоссальная фигура А.С.Пушкина, влача за собой миниатюрного П.И.Чайковского.
А.С.Пушкин. Милостивый государь! Это что ж такое?! Лермонтовские стихи в либретто, составленном по моей поэме? Стыдитесь, милостивый государь! На мои вещи писали музыку Глинка, Даргомыжский, Мусоргский и не смели так вольничать… Ах, вы!!!
В этом "вы" оказывается столько выразительности, что гром и молния возобновляются. Мертвый Андрей и живая Мария удирают, а за ними бежит из театра вся публика.


Upd. Микроликбез. Автор рецензии – Александр Валентинович Амфитеатров (ага, а отец его мне известен по доругой моей профессии – тем, что канонизирован):
С 1882 года сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», газете «Русские ведомости». Выступал как оперный певец (баритон), был зачислен в труппу Мариинского театра, учился пению в Италии, пел в Тифлисе и Казани. В 1889 году оставил оперную карьеру. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис).

(Пишет Википе-тян.)
Написал море всего, кстати, гораздо более разливанное, чем я думал.
Первой исполнительницей партии Марии (по мнению автора и критики - лучшей) была Эмилия Павловская (Бергман) - прекрасное лирико-драматическое сопрано. Мазепу пел Богомир Корсов (это псевдоним Готфрида Геринга) - великолепный драматический баритон. Не уступал им Кочубей в исполнении Павла Борисова. В роли Любови выступила Александра Крутикова, обладательница низкого меццо-сопрано мягкого грудного тембра. Хороши были и другие исполнители. Дирижировал главный дирижер Большого театра Ипполит Карлович Альтани - мудрый, тонкий музыкант.

(Пишут нам интернеты)
Кто на премьере пел Андрея, все уже догадались.
Мефистофель из Хамовников
Амфитеатров всегда был непочтителен к великим, до венценосных особ включительно. :)
Re: Мефистофель из Хамовников
Мефистофель, сын канонизированного священника, what!
А.С.Пушкин - особа, дождавшаяся монумента.
П.И.Чайковский - особа, неожидающая монумента.

Этапять!
можно ссылку на это великолепие тиснуть у себя вконтактике?