two of us

По Дону гуляет

Пока суд да дело, я посмослушал ещё одного "Дона": 1990 год, за пультом Аббадо, режиссёр Бонди, в роли понятно кого – Руджеро Раймонди.
Чтобы не останавливаться на этом потом, скажу сразу: у всех бывают неудачные дни – вот у всех и был неудачный... Меня больше всего расстроил, конечно, сам РР, который сбился везде, где модно и где нельзя, и вообще пел так, как будто ненавидит Моцарта лютой ненавистью; а больше него опечалил Аббадо, очень явно спешивший на метро. Постичь концепцию, при которой скорость проборматывания речетативов прямо пропорциональна смыслу происходящего, мне не удалось; я не знаю, насколько таких темпов хотел Бонди, а насколько Аббадо решил, что его обычная невесомая манера не подойдёт к этой истории но, в общем, вышло так, что чем смослушать – приятней было просто смотреть.
Тем паче, что смотреть дали дофига на что.
Как и с "Тоской" Бонди, я сначала долго кривил рот и говорил, что ну да ладно, фигня же какая-то. А потом уух ;)
Значится, так. Бонди сделал очень качественной фэнтези с элементами японской космооперы. Действие происходит не на Земле, но на некой терраморфной планете, населённой гуманоидами; в этом мире есть магия, и главным тёмным колдуном является дон Джованни. С ним борется супергерой Озимандия дон Оттавио в настоящем супергеройском плаще, но победить его не так-то просто: он волшебник, а остальные-то нет.
ДДж – Злой Колдун. Этим, в общем, всё сказано. На образ прекрасно поработали гримёр и костюмер, но и изначальная фактура Раймонди подошла как нельзя лучше.
Зачем дону Джованни женщины?
Sai ch'elle per me son necessarie piu' del pan che mangio, piu' dell'aria che spiro
– сознаётся колдун. Так оно и есть: он женщинами питается, отнимает у них... что? Что дают. Донна Эльвира осталась немного нездоровой на голову; донна Анна падает через два шага на третий; Церлина из жизнерадостной и игривой, но вполне целомудренной девушки превратилась в жестокого суккуба, способного собственного Мазетто избить ногами и изнасиловать "в утешение".
Лепорелло и сам не рад, что связался с таким хозяином, но как же теперь от него избавишься? Ему и возражать-то стрёмно.
О супергерое дО хочу сказать особо:
E che? Vorresti con indugi novelli accrescer le mie pene? Crudele!
Это полный вин. Он не только обиделся на невесту, он ещё и очень чувствительно её за руку схватил... не знаю, что он стал бы делать. Чтобы быть супергероем, нужна известная ярость внутри; это было заметно.
Второй прекрасный вин – это то, что дО догадался своим плащом накрыть неостывшее тело Командора сразу. Словом, хороший такой Вочмен (только верхи свои не достал).
А ещё это редкий спектакль, где финальный секстет не выглядит криво пришитой моралью. Потому что такому Дону хочется вслед не то что мораль прочитать, но ещё плюнуть и нехороший жест показать.
Кстати: первый случай, когда ДДж мне понравился, а жалко его при этом не было ни капельки.


На диске с "ДДж" Кушея есть небольшой бонус-мейкинг. Там говорится всякое прикольное для меня. Такое, namely. (Сразу извините, с немецким у меня очень не очень, поэтому местами я верил английским субтитрам; но не везде ;))
Разговоры о "Дон Жуане"

Мартин Кушей: Когда началась подготовка, для меня важнее всего были два момента. Прежде всего, введение: самая первая сцена и первый речетатив после убийства Командора, когда Лепорелло спрашивает дон Жуана, кто умер – дон Жуан или старик. Поскольку я привык к театральному мышлению и разработке концепций, я задумался об этом. Мне показалось любопытным то, что дон Жуан тоже может быть мёртв, и довольно быстро у меня сформировалось представление о том, что мой "Дон Жуан" во многом будет о смерти.
Роберт Ллойд (Командор): Командор необходим в сюжета "Дон Жуана", потому что потому что дон Жуан соблазнил (или изнасиловал – зависит от точки зрения) дочку Командора. Командор в ярости, он затевает драку с дон Жуаном – и тот его убивает. Это задаёт эмоциональный тон всей опере, опере о последнем дне в жизни дон Жуана., запускает каскад скверных происщесткий, которые в итоге приводят к смерти дон Жуана.
Кристина Шефер (донна Анна): Анна – самая молодая и наименее опытная из персонажей во всей опере. У неё в душе возникает конфликт из-за крайне сексуальной истории с дон Жуаном. Этот вопрос постоянно всех волнует: было у них или не было? По её воле или проив её воли? Поэтому она оказывается как бы соучастницей смерти своего отца.
Мелани Динер (донна Эльвира): Думаю, Эльвира импульсивная... Она непростой человек, глубокий. В её характере много полутонов. Она точно знает, что ей нужно, но ей приходится осознать, что по её не выйдет, что ей не добиться того, чего хочет. Раньше так и было: если люди занимались сексом, они женились. У Эльвиры нет сомнений в такой схеме. Но ей не удаётся ни удержать его, ни спасти. Она видит себя спасительницей.
Изабель Байракдарян (Церлина): Церлина – это интересная роль. Для меня она всегда была самой сильной женщиной в этой опере. Донну Анну соблазнил дон Жуан; донну Эльвиру тоже соблазнил дон Жуан; и только Церлине удаётся разорвать порочный круг, она не боится дон Жуана, поэтому он не имеет над ней власти.
Томас Хэмпсон (дон Жуан): Для меня в "Дон Жуане" важней всего то, что особенности, проблематика, вопросы – экзистенциальные вопросы – "Дон Жуана" касаются каждого из нас. Каждая женщина – дон Жуан, и каждый мужчина – дон Жуан. Потому что, на мой взгляд, добиться мира можно только разрешив вопросы бытия и эго. Мира не в смысле согласия, а в том, что касается природы или даже бога. Так кто же такой Жуан? Это может быть человек в толпе, ваш сосед в автобусе, или аристократ, живший в восемнадцатом веке, неважно – контекст "Дон Жуана" очень интересен, через него рассказывается история о мире запретов, наперекор которым идёт Жуан. Это очень важно, но прежде всего Жуан – это мы.
Кушей: Мы хотели изобразить блестящий и холодный мир, который прежде всего определяется всемогуществом секса и идеей selling with sex. Это показалось естественным сочитать с эротическйо темой "Дон Жуана". Поэтому перед нами холодный мир, где люди продаются, и во главе угла стоят маркетинговые стратегии в сочитании с этой эротической компонетной, а смотрим мы на это через призму смерти. Момент наибольшего одиночества в опере – канцонета дон Жуана, которую мы играем в полной темноте.
Хэмпсон: Эта серенада во мраке оказалась очень интересной. Когда мне сказали, что так будет сделано, я подумал: лишь бы выпендриться. Но идея, что эти сложнейшие герои находятся в полном одиночестве – я стараюсь избежать слова einsam, потому что они не одиноки, они изолированы от остальных. И Мартин придумал просто сбросить дон Жуана в чёрный ящик. Очень, очень здорово придумано. И когда свет снова зажигается, Жуан как бы не Жуан. Хотя вы слышали его голос, когда вы его видите, щзамечаете, что на него надвигается пустота. Девушка там или её нет?.. Потом он приходит в себя: ах да, там же кто-то у окна... Да какое окно? Вон то, что ли? (Эту мимику я не берусь описать, но, скажем, "да ладно" ;))) Это правда замечательно придумано. Именно такую пустоту хотел создать Мартин.
Ллойд: ...И, разумеется, в мифе, в легенде Командор возвращается на ужин в виде статуи и отправляет дон Жуана в ад.
Хэмпсон: Самое опасное в сверхъестественных событиях, которые происходя в конце оперы, в том, что они придают дон Жуану божественность. Если то, как он умер, было сверхъествественным, создаётся ощущение, что сверхъестественной была его жизнь. Когда уходит Командор (кем бы сам Командор ни был) – мне очень нравится эта вспышка света, сильнейшая раскалённая, но ледяная, одинокая пустота. Проще было бы показать, как из него высосали всю жизнь... Как бы мы ни называли этот миг между прошлым и будущим – в нём кроются тайны, с ним связана ответственность, вокруг него формируются связи, которые нельзя отрицать и к которым нужно относиться с почтением. Иначе нас ждёт анархия, хаос и одна только смерть. Именно это таится в Жуане. Он ураган хаоса, анархии, и ему, словно вампиру, словно Дракуле, необхоимо пожирать чужие жизни, чужое существование, чтобы доказать, что он сам чего-то стоит. Нельзя сказать, что Лепорелло убил дон Жуана, Лепорелло просто прекратил бытие этого существа – но, если честно, делает он это секунд за пять до того, как это бытие всё равно прекратилось бы.
Это где Галло за Лепорелло, и Дон похож на цыганского барона, да? Я смотрела, но плохо помню. Пошла посмотреть на Рутрекере, а скринов нет там.
Ад, да что же они все так уверены, что ДЖ соблазнил или изнасиловал Донну Анну?!
Ну конкретно здесь это соответствует постановке, но да, это загадка века ;)
а напомни, плиз, каст Бондишного ДДж?
А то я кроме Раймонди и не помню никого (((
"Дон Жуан", Аббадо, 1990 г., Wiener Festwochen 1990 aus dem Theater an der Wien + Wiener Staatsoper; Don Giovanni - Ruggero Raimondi, Leporello - Lucio Gallo, Donna Anna - Cheryl Studer, Don Ottavio - Hans Peter Blochwitz, Commendatore - Anatoliy Kotcherga, Donna Elvira - Karita Mattila, Zerlina - Marie Mclaughlin, Masetto - Carlos Chausson; реж. Люк Бонди
А ты про постановку помнишь ч-н? Типа, "как это правильно понимать". А то мы с полковником придумали свой идеологический фанфик, но интересно же, чё как ещё может быть.
помню общий абрис с кубиком. и что ужасно темно. и что инфернальный Раймонди.
остальное придется пересматривать, чтобы быть в состоянии внятно разговаривать. но быстро не обещаю, пока у меня русская история на повестке дня.
Нужно уже мне посмотреть ронконивского "Дона", а то у Раймонди пока Доны один другого инфернальнее, как-то это... странновато мне. Типа, неужели все видят в нём одно и то же.
про Бонди
Если я грохну тебя об пол, мы просто утонем в потоке слез, который хлынет из твоего разбитого чрева… слез всех тех, кого ты погубил.

Откровенно фэнтезийный ДДж, только автор этого фэнтези - Стивен Кинг.
Злой колдун не всегда должен забирать маленьких детей, иногда он может довольствоваться вполне взрослыми женщинами. Зависит от того, какая именно часть его личности находится в этом конкретном мире.
(Тут должна быть картинка из марвеловского комикса по "Тёмной башне", видимо :) Потому что их Мартен (будем называть его этим именем для простоты) как-то подозрительно похож на РР :))
Мы имеем какой-то мирок, в котором возможны любые костюмы и любое оружие. Мы имеем откровенного "попаданца" Мазетто, который пытается как-то приспособиться к этому абсурду. Вот даже жениться решил не к добру. Лепорелло - тоже попаданец, только ему повезло чуть меньше. Подозревало, кто он застрял в портале, а Мартен прикола ради его вытащил. Вытащил и пристегнул к себе. Вроде бы понятно, что Мартен злой, но он куда ж деваться от существа, которое спасло тебе жизнь. Дон Оттавио... из него и правда мог бы получиться герой, если бы он получил возможность пообщаться с врагом один на один. Но такой возможности нет, потому что под ногами всё время мешаются дамы. Иногда они в прямом смысле слова под ногами, потому что донна Анна всё время падает и лежит. В таких условиях совершать подвиги крайне сложно. К тому времени, когда дО решает, что пора уже наконец действовать, его помощь светлой стороне силы не нужна. Он снимает доспехи - они бы всё равно вряд помогли в бою против магии.
Женская половина в принципе вряд ли может рассматриваться как деятельная часть схемы. Если только Церлина. дЭ и дА мы видим уже после общения с Мартеном, поэтому знать не знаем, какими они были до.
В финале есть надежда, что вместе с колдуном пропадут и чары, но это никому не известно, потому что занавес опускается раньше.

Если всё это оставить в стороне, я могу задать 100500 вопросов режиссёру.
Например, по "щитовой вулкан". Или про постоянное сено. Или про отдых на кубе. Или про постоянные наклонные поверхности, об которые все вынуждены спотыкаться. Или про зал с панорамным видом на горы.
То есть я понимаю, что у меня тут фэнтези и Стивен Кинг, а на самом деле что подразумевалось-то?
Re: про Бонди
>Тут должна быть картинка из марвеловского комикса по "Тёмной башне", видимо :)
Так покажи же ;))
А какого года вообще всё это развлекалово? Бонди всяко был раньше же, да?

Попаданец Мазетто да, а Лепорелло, по-моему, просто не с тем связался.
А на самом деле я не выгуглил рецензий, выгугли ;)
Re: про Бонди
Вот картинка:)


Лепорелло, мне кажется, как-то посовременнее будет :) И одет он как бы "под хозяина", хотя и в других цветах, потому что сам себе придумать нормальный прикид не может.