triambaki

В.В. Емельянов. Категории культуры древнего Востока. Красота и прекрасное.

Красота и прекрасное
Категория прекрасного претерпела длительную эволюцию в своём развитии. Современная цивилизация, начиная с греков, считает прекрасным своразмерное, пропорциональное в формах и доставляющее наслаждение при созерцании. Эстетика 18 века (Шеллинг), неклассическая эстетика (Бычков), -- все они сходятся на том, что прекрасное - то, чем можно наслаждаться, то, что приносит очищение (в смысле античного катарсиса), то, что возвышает душу; в формальном отношении прекрасное = гармоничное. Но эти критерии возникают только во времена греческого полиса (5 в. до н.э.). Они основаны на абстрагировании от материальных свойств вещи, о прекрасном судят с точки зрения созерцания или слуха, но при этом из рассмотрения исключаются полезные и практически пригодные свойства вещи.
Кант пробовал развести прекрасное и возвышенное. Возвышенное может иметь даже черты уродства, но соотносится с божественным или с высшим нравственным законом, а прекрасное может не соотноситься с божественным, но должно иметь формально правильные черты и затрагивать чувства.

На древнем Востоке всё не так. Там категория прекрасного не была выделена из культовой жизни, соответственно, представления сферы эстетического там не сложились, т.к. человек древнего Востока воспринимал прекрасное через его полезные свойства, как соотносимое с человеческими действиями. Никакого чистого созерцания вне оперативной сферы! Прекрасное - это то, что для чего-то прекрасно, оно не может быть прекрасно само по себе. Нет никакой самодовлеющей красоты.
Шумерские глаголы sag5 и dug3 и соответствующие им аккадские damaqu и tabu. Древнеегипетский глагол nfr.

Месопотамия
Написание шумерских глаголов:
Sag5 пишется рисунком финиковой пальмы. Финиковая пальма - это наиболее полезное в хозяйстве (120 продуктов) и финиковая роща делает человека богатым. Она предельно полезна и прекрасна. Это красота не внешняя, а связанная с использованием.
Sag5 в хозяйственных текстах: "овца (коза, корова) прекрасная для бога такого-то на такой-то день принесена" (т.е. наиболее пригодная в жертву). Самое лучшее, что есть в хозяйстве, приносится в жертву. Это белое (светлое) животное, непорочное, без физических изъянов + желательно, вскормленное на хороших травах и достигшее жирности.
Цвет + целостность тела + условия ухода + малый возраст = sag5.
Аккадское damaqu означает уже и "быть прекрасным", и "быть добрым" (этическая характеристика). Красота спаяна с добротой так же, как в греческой каллокагатии.

Шумерское dug3 - "быть добрым" = аккадское tabu. Доброта здесь означает другое. "Добрая вода" - пресная, "доброе предзнаменование", "добрый день", "доброе мясо". Добрый = благоприятный для человека, хороший для восприятни. Оттенок внутреннего приобретения: оно входит в человека, воспринимается как бы изнутри организма.
Tabu может иметь и нравственно-этический оттенок (Бог после каждого дня творения говорит, что это хорошо, т.е. это творение несёт благоприятный смысл).
Dug3 - внутреннее чувство
Sag5 - внешнее, внешний вид и атрибуты
Человек в Месопотамии никогда не скажет, что овца dug3: это только относительно человека, а вот sag5 она для богов.
Таким образом, sag5 = damaqu = прекрасное, эстетическое, а dug3 = tabu = благоприятное, этическое.

Где пределы прекрасного?
Прекрасное нигде не кореллирует со святым, оно святым быть не может.
Шумерский диалог между финиковой пальмой и тамариском, где каждый похваляется своими достоинствами. Выигрывает тамариск, священное дерево Ана, не подверженное гибели в засуху, участвующее в священной пахоте (рукоять царского плуга и мотыги), при его помощи заклинатели откогяют нечистых духам. А пальма богам не нужна.
(Ср. кантовское разделение возвышенного и прекрасного.)
Мир священного для человека закрыт.

Как достигается прекрасное?
Прекрасное - это то, что взращено и предназначено для жертвы. Но есть и такое прекрасное, которое изготавливается самими людьми. В шумерском языке есть два глагола, означающие "сделать совершенным", "довести до совершенства": (1) "заставить сиять" и (2) "сделать руками старое (древнее)".
Сделать совершенную вещь - значит сделать вещь, соответствующую древнему образцу.
"Сделать вещь отлично" - arattu - от названия государства Аратта, учениками которого скорее всего были шумеры. "Вершина этого храма подобна храму Аратты" (древнейшие храмовые гимны).
Т.е. совершенство = соответствию древнему образцу.
Это не стремление к традиционализму, т.к. в сознании нет альтернативы! Существует первичный святой мир и подражание его образцам. Думать о новом человек не может, т.к. в языке нет будущего времени, только имперфект. Т.е. не потому, что это старый образец, а потому, что это вечный образец, который был всегда, ему нужно следовать.
Arattu - не как было в прошлом, а как должно быть.

Как создаётся произведение? Тексты ритуалов, посвящённые омовению и отверзанию уст бога, т.е. магическому помещению бога в его только что созданную статую. Изготовляя статую, ремесленник вмещает в своё сердце образ Ана (т.е. небесный образ), а затем берёт глину и начинает создавать статую. Таким образом ремесленник сперва представляет идеальную модель, и лишь затем начинает исполнять её руками.
"Энки и Нинмах": если образ Ана в сердце не сложится, то произведение не получится. Энки победил потому, что у него в разуме существовало иденальное представление о том, каким должно быть изделие.
Условие создания совершенной вещи - это наличие идеальной модели, имеющей отношение к вечности.
Прекрасное, как и всё на свете, было всегда. Оно есть, но нуждается в проявлении и создание прекрасной вещи есть её выведение или её сияние, когда идея вещи становится феноменом.

Чрезвычайно ценили умело сделанную вещь.
Статус ремесленника переносился и на грамоту: не просто написать правильно, но и красиво.
22 в. - монументальное письмо (в эпоху Гудеа - до III династии Ура, но и потом цари (в частности, Шульги) хвалились тем, что Нисаба, богиня грамотности, правильно поставила им руку на табличку).

Царь не был ни свят, ни прекрасен. Единственный раз эпитет sag5 применён к женщине - супругу царя Урукагили звали Шагшаг (самая прекрасная).

Определением sag5 обозначаются также духи-хранители человека - Шеду и Ламассу. Шеду шёл перед, а Ламассу - рука об руку с человеком. Они давали жизнь, здоровье, благоприятную судьбу.

Антоним прекрасного - не "безобразное" или "уродливое", а hul (аккадское lemmu) - "злой". В это понятие входит и этическое, и эстетическое. Негодный к употреблению, неблагоприятный, нецелый, плохо сделанный, несовершенный, иногда - гневный (хотя для этого употребляется совсем другой глагол, так как ярость и гнев - положительные качества, они нужны, чтобы одолеть противника, в обряде священного брака). Злой - это гневный и при этом недоброжелательный в отношении человека.
Hul обозначает демонов и даже части их тела: "имеющий злой глаз, злой язык, злую руку пусть от человека отойдёт".
Безобразное, уродливое не имеет собственного обозначения, это не отдельные категории.

Египет
Nfr - "красивый, прекрасный".
Нефертити (нефер нефру итен) - "прекрасная пришла (прекрасная прелестями Атона)".

Впервые - в текстах пирамид, где речь идёт о способах магического воскрешения царя. Царь назван "Осирисом, который прекрасен своей вечной молодостью".
Nfr первоначально - это "молодой". Красота связана с молодостью и длительным неувяданием, не поддающимся тлению (при бальзамировании). Прекрасное связано прежде всего с цельностью, с неподверженностью распаду (в частности, старению).
В этическом аспекте nfr может пониматься как хорошее-благоприятное.

Категория прекрасного расходится с категорией священного. Священное (хэйси) первично: священны Нил, папирус, животные (в образе которых почитаются боги), человек, утонувший в Ниле до первого порога. Но царь может быть хэйси только в случае его особых, уникальных заслуг. (28 в. до н.э. - один из царей Второй династии предотвратил распад Египта и Хасэхемуи ("святой человек обеих земель").) Однако царь и его жена обычно nfr.
В составе египетских имён, даже простых, глагол nfr очень популярен. Этот глагол может быть употреблён в отношении человека, хорошо делающего свою работу, и его работа также может быть nfr по критерию совершенства. Под совершенством египтяне прежде всего понимают точность (в выполнении данного приказа).
Почему так соразмерны и точны египетские статуи, рельефы? Существует необходимость сохранить вечную молодость и цельность царя.
Это очень сильно расходится с греческим представлением о гармонии: грек ценит форму как таковую, а египтянин - содержание, которое порождает эту форму.

Существует ли прекрасное за пределами мира живых?
Месопотамия: человек теряет телесную форму и превращается в духа с крыльями, которому всё ещё нужна пища. Ничего пригодного для его жизни (даже света) в подземном мире нет, а "на замках и засовах пыль оседает" и прекрасного там быть не может.
Египет: чудища, уроды, страшилища, которые мешают воскреснуть - это мир безобразного, расходящегося с законами земного существования. Когда человек выбирается на свет, то вновь приходит в мир прекрасного.

и эта категория существует только в мире живых.
Неотформатированные красота и прекрасное... Звучит интригующе:)