eccomi

В.В.Емельянов. Категории культуры древненго Востока. Рациональное и иррациональное

Рациональное и иррациональное
Это не средневековые категории.
Иррациональное - это то, что не поддаётся логическому мышлению, трансцендентно, сверхъестественно по своей природе, необъяснимо и непознаваемо разумом. Но на древнем Востоке не было формальной логики: были правила и нормы, зная которые человек приходил к ожидаемому обществом результату (в противном случае - табу или героизм), но эта нормативность основывалась не на логике, а на социальном опыте, т.е. - не рациональность знания, а эмпиричность.
Эмпирическое знание позднее начало перерастать в знание рациональное.
Всё школьное образование основано на эмпирическом начале. Цифры и знаки клинописи - это следствие опыта, накопленного несколькими десятками поколений. Значит, иррациональное - это то, что не вписывается в эмпирику, не согласно с опытом? Но на древнем Востоке этого не происходит, т.к. опыт учитывает все явления природы, и все божества хорошо известны человеку по личному опыту (пода, ветер, земля, гроза) и не сверхъестественны.
Все части мира составляют единый мир, за пределами которого нет ничего. В нём всё имеет свой уголок, нет ничего трансцендентного, того, что существовало бы за пределами этого мира и диктовало ему свою волю и мы не можем говорить об иррациональном, т.к. рациональность как явление связана с сознанием и познганием.
Однако существует иррациональное поведение - аффектация, которая не имеет под собой разумных оснований.
Почему Инанна решила спуститься в подземный мир? В мифе нет указаний на причину её действий. Почему она губит своих мужей? (6ая таблица эпоса о Гильгамеше: убивает или превращает в различных животных.) Почему Энлиль внезапно решил наслать потоп? В каждой из трёх версий - разная причина. Когда боги видят, как люди превращаются в глину, они начинают в ужасе стонать, "как псы, поджав хвосты, скрываются в навершии городских стен" - они сами в ужасе от того, что натворили.
Ничто подобное не существует в сфере сознания.

Всё, что люди связывают с областью секретного, тайного, магического - глубочайше рационально (т.е. эмпирично) и это не оккультизм, но тайное знание.
Рациональное знание (т.е. эмпирическое) человек получает в школе и квалифицированный мастер своего дела; но жреческое знание, знание тайное в школе не преподают: нужно после школы пойти в храм чиновником по разным поручениям и доступ. Прежде всего человека учили азам астрономии: системе календарных месяцев, приёмам наблюдения за небесными объектами, способам предсказания по их перемещению. Чтобы овладеть тайными науками, человек должен был пройти обучение не должность masmas, т.е. мага (хорошая память, очень развитое сознание, огромная эрудиция).
Ассирийский учебник магов - это перечень тех учений и текстов, которые необходимы будущему магу. Эти науки назывались piristu (аккадск. "тайное, потаённое").
Ассирийский маг должен был
1. уметь изгонять демонов (психотерапия)
2. знать ритуал (религиозно-культовая деятельность)
3. владеть практической медициной
4. знать юриспруденцию и
5. риторику
6. иметь представления о физиологии и
7. психологии человека
8. предсказывать по множеству предметов и гадать.
Кроме того, как следует из каллофона, он должен быть "силён, мудр, проницателен".
Здесь нет общения с духами, шаманского путешествия и т.д. Это сугубо конкретно, изучать pristu можно, как изучают уроки в школе. Это часть эмпирического знания ("высшее образование").
В награду маг получал должность при дворе.
Не существовало никаких оккультных посвящений и т.д. - маг становился личным секретарём царя. Это высшая должность.
Ежемесячно он должен был готовить для царя исчерпывающий доклад о настоящем и будущем и планирование социальной и экономической жизни. В докладе - предсказания и конкретные практические советы. Будучи хорошим психологом, маг знал, что, когда и как писать. Иногда это было непросто, как, например, при Асархеддоне или Синехирибе, который не верил никому, и даже слабо верил в своих богов. Напротив, Ашурбаннипал учился всем жреческим наукам и, став царём, говорил с магами на одном языки.
Должность терять не хотелось и семейные династии (чтобы оставить должность при себе и после смерти). Дошли большие перечни таких династий: от ассирийских времён (86 до н.э.) до Силевкидов (!) (36 г.н.э.) - 5 веков непрерывной династии. Совершенствовались навыки и элита месопотамского общества.

Древний Восток не знает понятия "интеллектуальные маргиналы", "интеллигенция", которая находится в стороне от государства и критикует его: заслужил - получи пост и руководи! Отказа от власти древний Восток не знает вообще. Государство огромно и место найдётся если не в столице, то в провинции.

Египет
В Египте нет даже иррационального поведения, не то что знания. В Месопотамии боги - стихии и бог может позволить себе спонтанность; а в Египте стихийности нет. Мы не знаем даже открытого проявления эмоций. Все движения души человека, как и бога, обоснованы. Каждый человеческий поступок объясняется и невозможен героизм (=выход из порядка); фараон руководствуется принципом Маат и лишён свободной воли. (Возможно, именно поэтому: очень много нерастраченных эмоций и много самоубийств.)
Однако в Египте возникает свой феномен…

Месопотамская медицина - это распознание внешних симптомов, т.е. знаков, посылаемых богами. Средство устранения недуга - такое же, как сама болезнь: притирания, окропление, окуривание; ничего не принимают внутрь. Внешняя симптоматика лечится внешними способами. Египетская же медицина - это хирургия. Это проникновение внутрь и лечение внутренних болезней. Это - выражение общего направления сознания к поиску внутреннего - того, чего не видно и видно быть не может, но оно есть.
Египетская иррациональность начинается там, где начинается загробный мир. Что ожидает человека по ту сторону жизни? Египтяне начинают фантазировать и населяют загробный мир различными чудищами, с которыми человек должен справиться чтобы воскреснуть, "выйти на свет" (Книга мертвых называется книгой выхода днём (в день)). Загробный мир не локализован в реальном пространстве. Он находится внутри пространства, он глубоко утаён, но не существует нигде. "Там" расписание жизни нарушено, человек оказывается в стихиях, лабиринтах, и найти выход ему может помочь только книга. Эти миры в действительности находятся в этой книги, они виртуальны - существуют в этом мире, но имеют другую природу; они - Ка всех вещей. Но и это не иррационально: они имеют собственную рациональность, имеют свою, присущую только им внутреннюю логику, которая раскрывается в тексте книги. Человек - существо иной природы и не может постичь эту логику, но ему и не нужно: достаточно иметь книгу. По ту сторону жизни человек должен подчинить себе всех чудищ через знание их имён: как только он произносит имя, они превращаются в ничто, и проход по галерее становится безопасен. Т.е. он должен не просто их заклясть, но знать их имена и излить эти имена во внешний мир; в роли оружия здесь выступают человеческие уста. Пройдя коридоры, он оказывается, где стоит ладья Солнца, называет имя кормщика, и тот его везёт.
Мир, отличный от внешнего, внутренний, потаённый, находится внутри слова. Это мир метафорический, образный, который проявляется через устную и письменную речь. Это совершенно буквально: Ка не нужны жертвы настоящими предметами, ему нужны жертвы Ка предметов. Эти жертвы также попадают к нему через слово. Естественно, что этот внутренний мир и был для египтян самым главным и любовь к слову, письму; письмо - священный подарок Тота; писцы (в отличие от Месопотамии) почитались как жрецы, т.к. они устраняли препятствие между мирами и временами.
Египтянину не нужно гадать: он не стремится понять знаки внешнего мира, т.к. внешний мир не является индикатором (астрология появляется только в Новое царство, развивается во время персидского владычества, а приходит из Месопотамии).
Конечно, существует народная религия (подзнеегипетские и коптские тексты: заговоры, народная медицина и т.д.), но это всё низовой уровень, а элита стремится понять тайное знание, которое может дать человеку бессмертие и герметизм и гностицизм.
В Месопотамии вечно можно жить только в подземном мире (как видно по опыту Гильгамеша) в виде духа, "одетого одеждою крыльев", но тогда ты перестаёшь быть человеком. Зачем же pristu? Для наилучшего планирования жизни в государстве. Они не думают о конце света (с ноября по февраль - сезон дождей), а думают о том, как лучше спланировать жизнь, чтобы всем всего хватало и нужно знать, что будет через неделю, чтобы заранее подготовиться.
Серия предсказаний, например по уродам-младенцам, по различным явлениям природы (кометы, грозы и т.д.), маслу на воде, дыму курильницы, полёту птиц и проч. Это - знаки богов во внешнем мире.

Позже это тайное знание и оккультное, т.е. связанное с трансцендентным миром (позднеегипетское время, средневековье). Перешли три вещи:
1. Астрология прошла три основных стадии развития:
· астрология предзнаменований - уже при Хаммурапи (сформировалась уже в шумерскую эпоху?), первые тексты - 18 в до н.э. Просуществовала примерно до 7 в. до н.э. Это предсказание по различным сочитаниям небесных тел, как постоянным, так и переменным. Учитывается соседство, противостояние, потемнение и покраснение, смена фаз луны, временные явления (кометы, метеоры).
· зодиакальная астрология. Около 7 в. до н.э. возникает формальное представление о 12 стоянках солнца, но ещё раньше - о 28 стоянках луны (позднее выходит из употребления). Эти знаки называются либо по названию шумерских месяцев, либо по ритуалам. Такое представление существует в чистом виде до 5 в. В это время ещё неизвестна система домов и гороскоп.
Меньше всего эти две системы думают о человеке: предсказания создаются либо для страны, либо для царя, и только со времени персов (410 г) появляется
· гороскопная астрология, которая с минимальными новациями существует до настоящего момента. Гороскопы, дома, благоприятные и неблагоприятные сочетания планет для конкретного человека.
Модели печени для гадания, в которых каждый отдел связан со знаком зодиака. Персы и греки (нач. 3 в. до н.э.; ещё при Платоне ничего подобного не было) и Индия (ведическая астрология - 3-2 вв. до н.э.). Греки придумывают мифы, называют вавилонских астрологов халдеями, не видят разницы между предсказаниями по звёздам и по полёту птиц.
Отделяется рациональная часть и астрономия.
Верить в астрологию перестали в начале 18 века, последний учёный, бывший одновременно астрологом и астрономом, -- Ньютон.
2. Алхимия - наука о превращении веществ. Появляется в позднем Египте и греки и арабы, где преобретает названия al kemiya (tahlil al kemiya) - "исчисление количества вещества".
Рациональная основа и химия.
3. Хирургия: Египет и греки и Европа.

Таким образом проблема иррационального познания должна рассматриваться не столько в связи с логикой, сколько в связи с психологией. То, что долгое время принимали в Европе за рациональное и иррациональное, составляет 2 части эмпирического знания - явную и тайную.