это я болею

В.В.Емельянов. Категории культуры древнего Востока. Познание.

Познание
В культурах древнего Востока категория познания имеет несколько основных черт.
1. Знание не отделяется от умения, способности. Например, шумерский глагол zu (знать). "Человек знает копать каналы", "свинья знает есть ячмень", "волк знает утащить ягнёнка".
2. Знание исходит из определённой части тела: бывает знаете ушное и знание глазное. Ушное знание - это внимание к советам, память, знание традиционное, которое передаётся от старшего к младшему (от бога к жрецу, от отца к сыну). Самое главное - "наставить ухо". "Ухо своё наставь, к словам моим будь внимателен". В аккадском мифе о потопе имя праведника - Аттрахасис, "весьма внимательный". (Хасис - мудрец.)
Ушное знание - это также знание интуитивное, не имеющее образа, имеющее таинственную природу, из глубин Абзу, находящееся в ведении Энки. Знание жреца, мага, человека, который занимается медициной - это gizzal, ушное знание. Это слово записывается при помощи идеограммы "ухо". Gizzal - это внимание, способность внимать.
Ухо - это также gestu, "разум, ум как таковой", так как он находится в области уха человека.
Ухо - это фиксатор информации, а перерабатывается она в сердце. Сердце - это место, где переплавляются чувства и мысли. Мысль, попавшая в сердце, всегда сливается с чувством, с состоянием человека, эту мысль воспринимающего (поэтому нет сферы чистого ratio, нельзя говорить об интеллекте). У сердца есть ещё одна функция - провидение. Если ухо находится в сфере опыта, то сердце способно к прогнозу.
"Человек с сияющим сердцем" - тот, кто удачно делает предсказания по печени ягнёнка. Шульги: "Я имею сияющее сердце." Сияющее сердце - образ сильной предсказательной интуиции.
Научить ухо и сердце нельзя: это даёт бог. Цари говорят о себе: "и бог дал мне широкое сердце (то есть способность воспринимать и перерабатывать большое количество информации), широкое ухо".
"Широкое ухо": в аккадском эпосе о Гильгамеше есть сцена, когда блудница соблазняет Энкиду после чего его оставляют звери: за мужскую силу он получает то, что "ухо Энкиду расширилось, и слова блудницы о городе и прелестях городской жизни сердцем он воспринял", т.е. он обрёл сознание городского человека.
"Гильгамеш ищет друга, который бы узнал его сердце" (у Дьяконова: "знающее сердце Гильгамеша ищет друга", но грамматически это неверно), то есть знал бы, что его беспокоит и о чём он думает. Сердце - это внутреннее содержание человека, состоящее из перемешанных чувств и мыслей (так же как и египетское иб).
Голова же - это символ первенства, лидерства. "Иметь голову, поднятую к небу" - быть независимым, стремиться к самостоятельности. "Головная собака" - герой. Голова никак не связана с мышлением.
Глазное знание.
Шумерская загадка, посвящённая школе: "Вот дом стоит, человек с закрытыми глазами входит, с открытыми выходит. Что это такое? - Дом табличек", то есть школа.
Глазное знание - это знание, получаемое через письменность и школьное образование. Это знание претендует на точность, так как основано на определённости; предмет изменяется, взвешивается, определяются его границы. Покровитель - богиня Нисаба.
Шумерская богиня Нисаба изображается при помощи знака "ячмень". Когда-то она была богиней ячменного рациона, который выдавался за работу в храме (Ниншеба: "ше" - ячмень, "ба" - делить), затем стала богиней учёта ячменя, а затем и любого учёта, счёта, арифметики, грамоты, письма. Нисаба - покровительница всех шумерских и вавилонских школ. Она должна помочь учителю "правильно поставить руку на табличке", научить точно считать и правильно себя вести. Отступление от правил в школе карается кнутом.
Глазное знание почти не соприкасается с ушным.
Глазное знание - это не логическое знание, потому что ученика не учили методу, пути прихода к решению. Его учили приходить к ответу на основании пути, данного (показанного) учителем. Нет понятия метода и представления о том, что к одному ответу можно прийти разными путями.
Глазное знание - это также не мудрость, так как основано оно не на предшествующей традиции, а на умении и навыках данной личности.
У египтян также существует глазное знание, оно связано с исчислением времени по хожу луны, с изменением, и отвечает за него бог Тот. Тот - не бог мудрости, а бог точного знания и школы.

Социальные институты
Мы можем выделить по меньшей мере два социальных института, отвечающих за ушное и глазное знание.
За ушное знание отвечало жречество. Жрецы долгое время были неграмотны, потому что грамота - это другой тип передачи информации. Жречество в 3-2 тыс. до н.э. не составляло отдельного социального слоя, жрецы были рядовыми общинниками.
Глазным знанием "занимались" школа и писцы, которые не имели никакого отношения к жречеству. Древневосточные школы не были связаны с храмом и находились на самоокупаемости. Очень немногие (почти никто) могли потом попасть на работу в храм, поэтому эти два института практически не соприкасались.
Учителя ходили к жрецам подновлять старые таблички или писать под диктовку (фиксация традиции на письме).
В 1 тыс. до н.э. жрецы начинают массово ходить в школы и получают статус царских секретарей (должны еженедельно составлять для царя докладные записки по интересующим его вопросам).
Если в Месопотамии школа - это собственно школа, университет и научный институт, то в Египте школа - это "дом свитков" (учебное заведение + архив) и "дом жизеи (смесь библиотеки, дома культуры и НИИ): здесь проходят собрания грамотных людей, чтение вслух, подновление старых документов, беседы на различные темы. Они появляются в Среднее царство, а расцветают в эпоху Нового царства.

Школа
Месопотамия
Школы возникают около 29 в. до н.э.
Первые строения - в Уруке и Уре. В Ниппуре раскопана почти целая школа.
Школа состояла из огромного класса или нескольких, разгороженных на две части: класс и лаборатория (чан с глиной, около которого сидит "младший брат" - лаборант, который должен своевременно и быстро изготавливать необходимые таблички.)
Класс - длинный ряд скамей, демонстрационная доска, столов нет.
Табличку держали в левой руке (или при помощи специальной поддерживающей доски), писали правой.
В классе 25-30 ч-к: учитель, ученики, надзиратель ("владеющий хлыстом").
За любые провинности били. Система поощрений до нас не дошла, если она вообще существовала.
Программы хорошо известны, т.к. существовала так называемая школьная литература. В число такой литературы входят и экзаменационные тексты, содержащие программы экзамена.
В младших классах основные предметы - чтение, письмо и быстрый перевод с шумерского на аккадский и с аккадского на шумерский.
Высшая квалификация писца - "шумерский писец" ("только тот, чья рука не отстаёт от уст"). Тот, кто знает только слоги и не знает идеограмм - "хуритский писец".
Различные виды языков, прежде всего - профессиональный арго. Далее - обучение основам естественных наук - списки камней, растений, животных, звёзд; их свойства. Параллельно с этим - математика (три действия - умножение, сложение и вычитание, коэффициенты, дроби, проценты, объёмы), геометрия (площади полей, многогранники).
Наряду с этим - гармонические предметы: нужно уметь играть на лире, арфе или двойной флейте, руководить и петь в хоре, иметь поставленный голос.
Занятия искусствами и науками в их нераздельности.

Египет
2 особенности:
1. Монолингвистичность. Переводчики появляются только после гиксосов.
2. Детей учат не гармоническим наукам, а различным видам спорта.

Методика
Месопотамия
Огромные (до 400) списки знаков, обозначающих слова (тематические или не систематизированные).
Три вида знаков:
1. идеограммы (1 знак <- понятие)
2. то же слово, записанное слогами по-шумерски
3. то же слово, записанное слогами по-аккадски
Для нас это силлабарии, а школьникам приходилось заучивать их наизусть.
и 1. тренировка памяти! "впускание внутрь", наработка опыта.
2. приучение к порядку
3. чувство истины (т.е. того, что вечно). Ученик школы приучался к понисманию вечных основ мирового порядка.

Попытки создания абстрактных понятий были развиты особенно в области грамматики. Вавилоняне знали совершенный/несовершенный вид глагола, категорию одушевлённости/неодушевлённости и др. Математические абстракции (умножение, вычисление коэффициентов и т.д.).
Отсутствует логико-философская терминология.

По окончании школы человек мог реализовать себя в 4х направлениях:
1. остаться при школе и звание "писец", преподавание в школе или писец на государственной работе. Он (а) учит и (б) создаёт новые литературоно-религиозные композиции по заказу храма или дворца. + если неправильно хранить таблички, они засоляются и их нужно постоянно подновлять, следить за архивом + ездить в архивы других городов, чтобы снять копии. Первые библиотечные каталоги.
2. Государственный писец - человек, работающий на дворец. Иногда м.б. направлен в храм, чтобы помочь жрецам в учёте и распределении продуктов. Он поступает в обучение к магу и штатный астролог или гадатель (в школе этому не учат, это высшая квалификация). Также может работать дипломатом (вести переговоры с послами других государств).
3. Писец-учётчик. Это печальная участь: на положении агронома в частном хозяйства.
4. Писец-переводчик: отправляли на войду переводить допросы пленных или переводчик на переговорах (но не в ранге дипломата).
Колоссальное уважение, большие деньги, доходы не облагались налогом, но если работает не в сфере административной деятельности - скорее советник или референт.