triambaki

В.В.Емельянов. Категории культуры древнего Востока. мущество.


Единого слова в языках древнего востока нет.
Представление о собственности, находящейся в доме, и о собственности вне дома, об имуществе-горизонтали (совокупность вещей) и вертикали (дети).
В славянских языках "имущество" происходит от глагола "иметь". В индо-европейских языках есть глагол "иметь", а имение рассматривается как активное действие.
В языках древнего Востока имение рассматривается как состояние и понимается пассивно. Вещь (не) имеется в наличии.
В шумерском языке - два глагола бытия: me - "быть, являться" и gal - "быть, принадлежать". Имение - это бытие как принадлежность чего-то кому-то. "Имеется у него" = "принадлежит ему". Корона у царя есть-как-принадлежность, бытийствует, принадлежа, наличествует.
Семитские языки: аккадский: basu, isu - "быть, принадлежать, иметься в наличии". В арабском языке есть уникальный глагол laisa (la isu) - "не быть, не иметься в наличии". Ни в одном семитском языке нет связки "есть" (просто: "у меня такая-то вещь")!

Египет
Имущество делится на два класса. Основная часть имущества - это несути, "царское", то есть имущество бога. Остальное - это джет (применительно к человеку - джет-эф, "его"), то есть лиячная собственность.
Джет обозначается иероглифом "змея". Этот иероглиф означает собственно "змея", а также "тело лишённое конечностей; туловище". Джет - это то, что является частью его туловища, то, что присоединено к его туловищу, то, что присоединено к человеку как конечности к телу. Личная собственность - это части тело в неметафорическом смысле. Имущество - это части, неразрывные с телом; покушение на имущество - это покушение на тело, и карается оно, как убийство.
Это тело может быть разным.

Шумерское su означает
1. тело человека
2. семью
3. коллектив
т.е. некое неразрывное целое.
Человек не отделяет себя от имущества.
У шумеров индивидуальное и семейное неотделимо от коллективного. Прежде всего это распространяется на землю.
В Египте вся земля принадлежит царю; дарёные им земли не переходят по наследвству.
В Шумере вся земля принадлежит большесемейным общинам (до 500 человек), участки закреплены за ними с начала времён, что затрудняет процесс купли-продажи. К цене земли добавлялась приплата в возмещение морального ущерба и подарок малоимущим (еда). Каждый раз это фиксируется канцелярией, поскольку это необычно. Земля - это тело общины.
Семиты почему-то с древнейших времён могли свободно отчуждать землю.

Собственность на землю показывает уровень отношения к имуществу. Египтянет спокоен, так как всё имущество происходит из единого источника. Житель Месопотамии спокоен быть не может: наследство + война + полученное от царя. Люди ждут, когда предки уйдут в мир иной и оставят им собственность, а они в ответ возьмут на себя обязанность их кормить в загробном мире.
Живые предки требуют права распоряжаться имуществом; воскресшие предки требуют его назад, будут заниматься реституцией (ср. сонник Артемидора: видеть умерших предков - к тревоге и убыткам). Поэтому их очень боятся: они могут навести порчу на человека и лишить его собственности. Те, кого долго не кормят или кормят плохо становятся голодными духами, встают из могил и начитают мстить всем без разбора.

Аккадский язык делит имущество на makkuru, находящееся внутри дома, и busu, находящееся вне дома. К makkuru относится сам дом, устройство дома (утварь, запасы, мебель), рабы (они жили на первом этаже и почти никогда не принимали участия в работах вне дома); к basu - земельный участок, прилегающий к дому, финиковая плантация, фруктовые сады, рыболовное судно и снасти, скот, который пасётся в отгоне, сторожевые собаки.

Особый вид имущества - дети. До момента инициации - в распоряжении родителей. Их можно продать в рабство (что оформлялось как фиктивное усыновление - дошло много вавилонских актов об усыновлении детей обоего пола за еду). Сирия, Финикия: детей приносят в жертву в случае, если городу угрожает опасность (ср. жертвоприношение Авраама). Из текстов (Финикия, Угарит) мы знаем, что царь мог принести в жертву первенца, чтобы отвесит опасность от города: царь должен был отдать лучшее, что у него есть. Терять детей не боялись, так как жизнь не осознавалась как ценность.
Рабы относились к makkuru и бывали двух видов - военнопленные и должники. Если человек во время не отдавал долг, то по решению судьи поступал в рабство сроком до трёх лет. Военнопленные, в отличие от долговых рабов, не могли выкупиться на свободу: и он сам, и его потомство. Это происходит, потому что захваченный на войне человек считается ритуально убитым, лишённым человеческого статуса и превращённым в имущество.
Египетский текст 4 Династии: враги Египта, захваченные на войне, являются живыми убитыми.
Существует два способа убийства: физическое и моральное. Законодательство никогда не объясняет, почему военнопленный или его потомки не выкупаются - это понятно и так. Не было попыток оспорить своё рабское состояние (только при Хаммурапи и позже; в Ассирии - клеймили и наказывали бичом, в Вавилоне подавали апелляции в суд, однако суд всегда оставлял рабов за хозяевами).
При этом в 1 тыс. до н.э. раб мог иметь огромную землю, торговый дом и нанятых работников, большую семью, но оставался при этом рабом. Часть прибыли отходила хозяину, а на остальные средства он мог вести своё дело (7-6 вв. до н.э., нововавилонская эпоха).
Забами ощущали себя все жители древнего Востока (в Египте - рабы фараона, в Месопотамии - рабы личного бога).

Денежная система
Месопотамия, с конца 4 тыс. до н.э.: мешки с ячменём и серебряный лом, определяемый по весу (единица - сикль, отсюда "шекель"). В 16 в. серебро заменено золотом, а к ячменю добавлена пшеница и полба.
Существовало ростовщичество, прецеденты долга под проценты, но деньги не пускали в оборот. Если кто-то отдавал деньги на хранение государству, то получал назад то же самое, а не эквивалент.
Египет: для всех была единая распределительная система. Зерно, натуральная выдача и куски ткани или одежда. Оплату производит фараон.

Имущество можно продавать и покупать, но рынков не было. Существовали торговые экспедиции (из данного города на нейтральную территорию) + торговля на причалах (поэтому самые зажиточные города - на воде).
Рынки появляются только в 1 тыс. до н.э. на центральных площадях городов, рядом с дворцом и главным храмом. В это время государство теряет абсолютный контроль над торговлей.

Человек находится в плену вещей, он не может от них отделиться, не может представить себя в отрыве от них. Качеством этих вещей определяется его статус.
У богатого человека есть двухэтажный дом: на первом этаже - склад продуктов, архив документов, рабы, гостиная, на втором - покои хозяев. Резные стулья из дерева.
У людей побенднее - дома из сырца или тростниковая хижина, обмазанная глиной. Мебель из связок тростника.
Хозяйственный инвентарь сохранился только из богатых домов. Только керамики известно порядка ста наименований. На женской половине домов - ювелирные украшения, парфюмерия, зеркала (это, безусловно, роскошь).

В Месопотамии основным имуществом человека была одежда. У бедняков - набедренная повязка и двойной шнурок вокруг талии, который снимали только после смерти. У богатых - длинный плащ с бахромой (её оттиск заменяет подпись), сандалии (тёплые и холодные), шапка (тонкая и войлочная). В одежде должна быть деталь, которая указывает на то, что он имущий.
Нищий - "лишённый шерсти" (значит, у него нет ни одного барана). Человек должен иметь на зиму шерстяную юбку.
У богатого же человека есть не только шерсть, но и финиковые плантации (финиковая пальма даёт до 120 продуктов). В среднем у семьи 2-3 дерева, у богатого человека - 20-30 деревьев.
Для богатого человека нет специального термина. Богатый - это тот, кто имеет власть, "руку имеющий" ("рука" = "сила").
Понятия "середняка" нет. Одноэтажный дом, до 10 пальм, м.б. фруктовые сады, наследственная земля.

Отчуждённые от имущества
1. Посвящённые богу - это бедные люди (в основном дети бедняков), которые не могут рассчитывать на землю, не имеют никакого ремесла (ср. Грегор Мендель). Они могут поступить в храм и работать на него, получая взамен натуральные выдачи. Особенно много их во время войн, когда люди укрываются от богов в храмах (а у каждого храма есть неприкосновенный запас продуктов). Из этого статуса можно выйти, но многие оставались навсегда.
2. Ремесленники работают на храм, получают натуральные выдачи, доходы от коммерции идут государству.
3. Рабы.

Соотношение понимания имущества с пониманием того, что есть человек
Прямого ответа нет, но есть косвенные.
1. Когда Гильгамеш потерял Энкиду, он захотел обрести вечную жизнь: снял одежду, ушёл за ворота города и долго скитался по пустыне, т.е. лишился старого статуса и отказался от имущества: оно привязывает к жизни и мешает быть бессмертным.
2. Праведник Утнапиштим отдал всё своё имущество корабельшику, который помогал ему строить ковчег.
Бессмертие требует отказа от вещей, с которыми ты сросся. Имущество - атрибут земной жизни и земной судьбы, но оно не связано с иным миром. Когда человек попадает в загробный мир, он имеет ряд вещей, которые должен отдать.
Смерть Урнамму: масло, мука, вино - чиновникам подземного царства.

Связь имущества с интеллектом
Человек имеет вещи и запас знаний, который понимается как сосуд со знаниями, багаж.
Шумерские царские гимны: царь перечисляет владения и то, что он знает. Знания точно так же и на том же основании даны ему, что и атрибуты власти.