triambaki

В.В.Емельянов. Категории культуры Древнего Востока. Кризис... Часть 2.

Кризис в отношениях мира с человеком
Человек пассивен, он претерпевает страдания и рефлексирует по поводу утраты своего статуса.
Традиционная точка зрения: в Вавилоне и Египте существует корпус текстов, который условно называется религиозно-этической литературой. Это тексты, которые создаются во время острых политических и социальных кризисов, когда традиционные религиозные взгляды перестали приносить однозначно положительные результаты, что было необъяснимо для ритуального сознания. Возникает вопрос, почему существует в мире зло, если есть боги, и почему боги не хотят отвратить зло от человека?

Египет
После гибели старого царства власть отошла к номархам, которые грабили государственную казну, ставили на трон своих людей, следствием чего была децентрализация, разрушение системы распределения и социальной иерархии.
Человек начинает думать о самоубийства. Чтобы прекратить это стремление - представление о том, что ба самоубийцы идёт не вверх, а вниз, в землю, вместе с телом, и человек лишается вечной жизни. Но даже несмотря на это египтяне пытались уйти из жизни и уговорить ба позволить им это.
"Разговор человека со своим ба": споры и жалобы; ба соглашается с доводами человека. "И пойдём мы с тобой вниз, и будет нам одно место." Огромное число копий этого текста.
Ещё несколько подобных текстов: смерть лучше жизни, если жизни отсутствует порядок.

Вавилон, 12-13 века
Огромный рост нестабильности, чему предшествовали почти 300 лет очень благополучной жизни. Тем тяжелее людям адаптироваться.
16 - начало 13 в. - под властью касситов (пришельцев с Восточных гор): присвоили землю, которую затем стали дарить вельможам, а те - среднему слою. Почти каждая семья могла построить дом, заниматься хозяйством, преумножением добра.
Абсолютное затишье в культуре! Те тексты, которые дошли до нас, -- это копии старых шумерских или вавилонских текстов. Ничего нового, так как люди заняты другим. Зато - комментарии на старые тексты и праздники.
Нет войн; мирные договоры с Египтом, хеттами, хуритами, Ассирией. Развитие производства, рост урожаев. Люди жили хорошо, понимая, что обязаны этьим поддержанию ритуала, идущего ещё от Шумера. Крайний традиционализм.
В 13 веке с запада приходят арамеи (более 100 диких кочевых племён), с востока нападает Элам. 13-12 века - постоянные войны и эпидемии чумы, лихорадки, заболеваний желудочно-кишечного тракта (пьют из реки), болезней глаз (почему?). смерть сотен тысяч человек.
Ритуал продолжается, значит, всё должно бы быть хорошо. Следовательно, либо боги более не удовлетворяются количеством приносимых жертв и молитв, либо боги просто перестали следимть за делами людей, и ритуал теперь бессмысленнен. Люди разделяются на традицоналистов и пессимистов.
Тем не менее у жителей Вавилона не возникает желания покончить с собой. Почему?
1. Вавилонянин привык к периодическим кризисам. Стабильность - судо, в то время как хаос - норма.
2. Вавилонянин знал об отсутствии счастья и блаженства в загробном мире. Там заканчивается индивидуальная судьба, поэтому никто туда не стремится.
Три основных текста: "Повесть о невинном страдальце", "[Вавилонская теодицея]", "Диалог о благе (Разговор господина с рабом)".
"Повесть о невинном страдальце" - это монолог человека, который заболел; его, его родственников и весь мир его жизни постигло несчастье; он прикован к постели и не понимает, за что. "Кто же волю богов в небесах постигнет?.."
Этот текст заканчивается тем, что к больному приближается его личный бог и говорит, что всё будет хорошо: "Если бы никто не судил тебе жизни, как бы эту болезнь ты вынес?" Болезнь - это испытание его веры в бога, и бог, приблизившись к нему и исцелив, требует жертвы и напоминает, что он причина блага.
Но уже в этом тексте: человек не может понят, чего хочет бог; может быть, богу приятно то, что плохо для человека.
"[Вавилонская теодицея]": жиалог страдальца-пессимиста и его друга-традиционалиста. Страдалец подобен тому, который описан в предыдущем тексте; дроуг же говорит, что всё будет хорошо. "Что твой успех, если воли божьей не имеешь? У влачащего божье ярмо достаток скромный, но верный." Страдалец внемлет и обращается к богам с просьбой ему помочь.

Во всех этих случаях несчастья обсуловлены социальным кризисом, но, кроме этого, мы видим людей состоявшихся, умных, образованных. Это не дети и не юноши; кризис этих людей ещё и возрастной. Именно человек среднего возраста проявляет ментальную самостоятельность в вопросах, традиционных для общества.

"Диалог о благе (Разговор господина с рабом)" (10 в. до н.э.) резко выбивается. Очень короткий текст: всего 86 строк. Состоит из одиннадцати фрагментов равной длины, каждый из которых организован одним и тем же способом.
Первую строку Якобсон ошибочно переводит: "раб, повинуйся мне," - на самом деле: "соглашайся".
Это диалог-парадокс: собеседники не спорят, а соглашаются. Это и есть начало главной трагедии.
Раб подбирает аргументы, доказывая точку зрения господина, которая меняется на противоположную. У господина нет ничего, кроме раба; господин - это аспект воли, раб - аспект рассудка. Воля постоянно "запирается" рассудком. Он не позволяет ничего делать, указывая на ближайшие благоприятные, но и на дальнейшие дурные перспективы. Ритуал не принесёт однозначно положительного результата, как прежде. "Не приучишь ты бога своего ходить за собой, как собака, если он требует то обрядов, то "не прости", то ещё чего-то." Заканчивается этот диалог решением покончить с жизнью, благо приравнивается к небытию.
Почему между благом и небытиём ставится знак равенства? Вавилоняне и шумеры отождествляли бытие с действием. В древних языках нет категории времени. Время связано с совершением или не совершением действия. Перфект выражает прошлое, имперфект - настоящее или будущее. Бытие есть ряд перфектов и имперфектов; оно состоит из субъекта, объекта и глагола действия. Бытие вне действия древний человек представить не может, и в этом - трагедия.
Осевое время - время поиска ухода от позитивного действия, но это могут позволить себе только молодые культуры (Индия - недеяние, евреи - неимение…). Вавилон и Египет слишком стары, чтобы себе это позволить.
Значит, если никакое действие не несёт однозначно положительного результата, то бытие не нужно вообще. Шага вбок, то есть уклонения от деятельности в сторону своего внутреннего мира, вавилонская культура не делает.
Этим диалогом заканчивается вавилонская мысль, больше нет новых идей.

Большинство исследователей полагает, что эти тексты были прототипами книг Иова и Екклесиаста. Но, даже если это и так, Иов и Екклесиаст имеют дело с испытанием веры, которое даровано Богом и от которого спасает упование на Бога. Если не спасает действие, спасает вера.
У вавилонян сфера действия ещё не отделена от эмоциональной сферы, поэтому невозможно представить себе просто молитву без принесения жертв.

Социальный и психологический кризис религиозного сознания дополняется кризисом ментальным. Люди не умели логически мыслить и, как на древнем Востоке, так и в античности их мысль "заносит на каждом повороте" (Гаспаров, "О Катулле").

Египет, конец Нового царства: "Песня, начертанная перед арфистом" приходит к выводу, что нужно ценить каждый миг. "Утешь своё сердце, следуй желаниям сердца, пока ты живёшь, следуй своим желаниям и себе на благо."
10 таблица Эпоса о Гильгамеше: хозяйка Сидури, полный аналог. Боги судили жизнь себе, а ты - играй, пляши, предавайся наслаждениям, пока есть такая возможность.
В отличие от этих текстов, Екклесиаст говорит: веселись, но помни, что за всё это прозовёт Бог тебя на суд. (Мир существует относительно Бога.)

Теологический аспект
Шумер: боги и люди жили рядом друг с другом, и это было естественно для общинной религии. Вавилон: человек отделяется от человека, и, следовательно, от бога. Ощущение брошенности, покинутости и напряжение. Люди не понимают, относительно чего существует мир. Боги перестали заниматься делами мира. В Шумере человек должен сначала работать на бога, а потом на себя; а в Вавилоне это непонятно. Вокруг какого центра вращается система ценностей? Связь разорвана.
Для Екклесиаста и Иова этим центром становится единый Бог, который испытывает человека в его вере и который в разное время даёт человеку разное, но всё это существует только относительно воли Бога.
  • Current Mood: working давно не брал я в руки шашек
  • Current Music: WeiЯ Kreuz - Mizuno nakano chiisana taiyou
Кайфные шашки! Что ты преподаешь, еслине секрет?
Всего лишь английский в школе.
Это другая моя работа :)