triambaki

В.В.Емельянов. Кризис в отношениях человека с миром. Часть 1.

Кризис в отношениях человека с миром
Этот кризис лучше всего рассматривать в двух плоскостях:
1. Отклонение человека от нормативного поведения
2. Отклонение мира от нормального состояния
Отклонение человека от нормативного поведения
В поведении человека возможны три основных состояния:
1. табу
2. нормативное поведение
3. героизм
Табу - это произвольное нарушение человеком норм бытия; норма - следование им; героизм - их превышение. Героизм, поэтому, нередко рассматривается в категории табу.
Источники:
1. заклинания, особенно из египетской Книги мёртвых + серия заклинаний Шурпу (Месопотамия)
2. поучения и пословицы - "литература премудрости"
3. эпос
Правитель не вполне подчиняется это классификации.

Табу
В шумерском языке существует слово, подобное по значению полинезийскому, для обозначения запрета - это слово nig-gig. Nig - "вещь", gig - "чёрная, болезнетворная". Т.е. nig-gig - это некое чёрное дело.
Аккадское слово arnu - прегрешение, преступление, но также и наказание за него. Существует также второе слово - mamitu - (1) проступок, связанный с нарушением запрета, и (2) порча (т.е. опять - и преступление, и наказание).
С эпохи Хаммурапи arnu - это преступление в правовом смысле, а mamitu - это нарушение табу, т.е. норм, предписанных богами.
Несмотря на это различие, это два рода запретов перемешивались, и в заклинаниях, посвящённых очищению от грехов, чередовались перечни arnu и mamitu.
Уникальный документ - Третья таблица заклинательной серии Шурпу: заклинатель возносит хвалы Мардуку и просит его распутать все проклятья (проклятье воспринималось как завязанный узел) и освободить человека от многочисленных проступков, которые он совершил.
Вторая таблица: всех богов и богинь просят освободить человека от ответственности за проступки: преступлений против общины, семьи, неискренности, лживости, путаницы в мыслях (!), учения других неправедным вещам, жадности (человек жалеет жертву богу), гневливости, готовности к бунту, несоблюдения клятвы, предательства ("дело своего города он выдал"), контакта с tamu (осквернённым, проклятым человеком).
В Третьей таблице - огромный список именно табу, которые современные учёные не могут даже объяснить. Упоминается проклятье семи поколений отцовского дома (ср. книга Бытия). Нельзя касаться ран (всё, что связано с кровью, для шумеров и аккадцев табуировано); нельзя отводить воду из открытого канала; нельзя "нести лопату и называть имя бога"; нельзя отвечать на месть человека местью; нельзя иметь дело с виновным (по закону) и заступаться за него.
Очень многие мотивировки относятся к реальной общинной жизни.
Цель перечней заклинаний - оправдание человека. Очищение человека достигается не путём молитв и раскаяния, а путём магического насилия над божеством: заклинанием божество заставляют сделать того или иного человека безгрешным. Существуют магические средства, при помощи которых можно очиститься, не меняясь самому.
Египетская книга мёртвых: гл.125: суд Осириса над сердцем умершего (взвешивание). Сердце свидетельствует за или против человека, оно по определению правдиво. Перечислены все проступки человека, и рядом поставлено "не".
Гл. 69: заклинание человеческого сердца. Прежде, чем предстать перед судом Осириса, человек произносит заклинание - "о моё сердце, не говори против меня худого" - и тем самым обеспечивает себе спасение.
Ни одна из культур древнего Востока не являлась этически честной: всегда есть "подпорка" в виде магии.

Люди древней Месопотамии верили в богов, но боги были теми силами, которые нужно склонить к положительному решению своей проблемы, это инструменты, а не абсолют, и если сильное божество уже подчинило себе прочих, то тем лучше: ты просто обращаешься к нему напрямую.
Особняком стоит шумерский текст "Человек и его бог". Текст очень странный. Личный бог говорит: "Ни одно дитя ещё не вышло безгрешным из женского лона", то есть он виновен уже потому, что живёт, сама жизнь уже таит в себе возможность преступления и не нужно удивляться, что человеку так плохо, ведь он же живёт!

Норма
Внутренняя политика:
1. Почтительность к родителям, старейшинам или просто имущим.
Пословица: "Чти властьимущего, собственника и старейшину, тогда и перед злодеем, сын мой, ты устоишь." (Защита от злодея в том, чтобы прилепиться к сильным.)
2. Соблюдение добрососедских отношений внутри общины.
3. Следование истине (= постоянство правил и законов, школьное образование и понимание своего предназначения -- me-te, "приближенность к me").
Внешняя политика:
4. Существуют правила общения с другими странами и племенами.
Прежде, чем объявить войну, шумеры и вавилоняне предлагали обмен (так как войны носили экономический характер). Иногда в числе выставленного на обмен были и знатные женщины.
В плен брали женщин и детей (и в рабство). Массовые пленения мужчин начались в конце бронзового века, когда появилось железное оружие; до тех пор их убивали палками по голове.
Разграбление (1/3 или 1/5 отходила царю).
5. Иностранцы, не имеющие оружия.
В эпоху Ранней древности существовала пословица: "Незнакомый пёс - это плохо, незнакомый человек - это ужасно". К иностранцам относились примерно так же, как к кошке: полная загадка, зачем она?
В более позднее время иностранцев и в Месопотамии, и в Египте стали делить на дикарей ("разумом совершенные собаки, а лица - чисты обезьяны") и тех, что принадлежал к цивилизации (уважительное и серьёзное отношение).
6. Отношение с почтением к богам чужой страны. Древний Восток не знал религиозный войн. При победе победитель падал ниц перед богами побеждённой страны. Чужих богов склоняли на свою сторону при помощи обильных жертв и заклинаний.
"Загробные отношения":
7. Кормление предков.
Месопотамия: покормили и ушли. Египет: после кормления - писали письма. До нас дошло два тома "загробной переписки". Мечта о воссоединении.

Героизм
Месопотамия: героизм - это стремление человека выйти за рамки мирового порядка, который охраняется общиной и основан на справедливости как равенстве. Герой - это тот, кто желает власти. Все герои Месопотамии становятся царями (бог Нинурта, человек Гильгамеш). Отношение к ним всегда неоднозначно. Пример для правителей (цари Третьей династии Ура называли Гильгамеша братом, а царь Урнамму называл себя старшим братом Гильгамеша), но простые люди относятся к героизму как к отклонению от нормы и даже как к роду преступления.
Египет: Героизм по определению невозможен, так как нет мирового порядка, а порядок определяется личностью фараона. Никто не может ему противостоять, так как тот мог лишить загробного мира. Фараон также не герой, потому что он бог, и всё, что он делает, основано на его предопределении.
Египет не знает эпоса. Только во время Селивкидов и в Римскую эпоху (2 в. до н.э.) - Эпос о сыновьях Инара (под влиянием Гомера?).