eccomi

Ibid. Египет.

Египет
Божество скрыто - с одной стороны, в божественности царя, с другой - в силах природы.
Божество уже в концу 4 - начале 3 тыс. до н.э. имеет статус личности: уникально! И сама эта личность уникальна относительно всех остальных вещей в мире. Абсолютная божественность; изначальная уверенность, что без него не было бы мироздания. Божество как личность имеет оттенок богочеловечности.
При Пятой династии -- культ Солнца. Появляется он не сразу.
Египетский год первоначально был сатическим (ображение Сириуса - 365 дней); затем было замечено, что этот год равен солнечному; в 25 в. до н.э. - солнечный культ.
Нет единого представления о Солнце:
- Восходящее - Ахет
- В зените - Ра - "старшее Солнце"
- Заходящее - Аум
- Ночное - Амон
- Дающее жизнь - Атон (с конца 4 династии)
Фараон (с 5 династии) - младшее Солнце.
Ориентация богочеловеческого культа царя была вертикальной, устремлённой вверх.
Среднее царство: культ Ра сменяется культом Амона. В это же время вырисовывается культ Птаха, бога, который творит мир словом. Птах - это бог-творец, породивший своим словом всё живое.
Культ Амона и Птаха сменяется культом Атона. Новизна этого культа в том, что Атон не просто "старшее Солнце", но и отец царя. Впервые царь оказывается сыном бога; все его семья - солнечная семья. Атон - видимое солнцеи очень важен царский лик, чтобы он светил на всё живое. Уникальная локализация: Атон - покровитель Египта, но он всетит и всем остальным землям, и боги других земель знают над собой его власть.
Египетская религия заканчивается культом Тота (у греков - Гермес), поскольку главным становится вопрос об обретении человеком бессмертия в этой жизни.
Смена тенденций в культе иллюстрирует смену тенденций в общественном сознании. Старое царство: бог - это царь; он обладает бессмертием и может его давать (концепция Ка). Конец эпохи пирамид: бессмертием может обладать любой богатый вельможа. Среднее и новое царство: загробные книги, особенно Книга мёртвых и каждый может обрести бессмертие в том мире. 6-7 вв до н.э.: культ Тота - бессмертие при жизни!
Египетская религия провоцирует создание богочеловечества здесь, на земле. Стать богом может всякий, познавший великую мудрость; при этом прочие боги отступают на второй план.

Месопотамия же так и не пришла к идее абсолютной божественной личности, т.к. верит во внешние силы, которые управляют видимым миром. В Египте эти силы может одолеть воля божественной личности. В Месопотамии боги находятся в кругу мирового порядка и не могут преодолеть обстоятельства, в то время укак египетский бог находится вне его, противопоставлен ему.