triambaki

В.В.Емельянов. Категории культуры древнего Востока-4.

Справедливость
Очень различные интерпретации в Месопотамии и в Египте.
Египет
Маат - это справедливое распределение ресурсов. Справедливость здесь понимается как некий принцип соответствия заслуги и воздаяния и заключается поэтому в том, чтобы каждый получил соответственно своей близости к младшему Солнцу, т.е. степени совершенства человека в исполнении своей функции. Профессиональное совершенство!
Обучение профессии начиналось с 9-10 лет. Первыми отбирали воинов (готовы к 12-13 годам), затем - в ремесленные мастерские.
Важно, как ученик справляется с уроками - нудно не только "выполнить план", но и сделать хорошо => разряды по квалификации => рацион в соответствии с разрядом.
Угодить фараону можно только одним - напроситься, например, быть смотрителем на рудниках… Это форма лести (там дурной климат и т.д.). После этого можно рассчитывать на благосклонность.
Отсюда же - идея заг8робного воздаяния: как ты жил, то ты и получишь (ср. Китай).
Ослабление царя => экономическое бедствие => человек не получает заслуженных им благ => желание человека - смерть; много самоубийств.
Месопотамия
Шумерск. nig-gi-na = аккадск. kittum
Шумерск. nig-si-sa = аккадск. misarum
gin - быть постоянным; nig-gi-na - постоянство; то, что постоянно пребывает в одном и том же месте, не сдвигаясь с него - истина. (В отл. От русского "истина" -- то, что объективно есть).
nig - вещь; абстрактный показатель; si - бычий рог; sa - равняться. и вещь уравнивания рогов (на пахоте, чтобы один вол не обгонял другого) - равенство.
Справедливость - это то, что постоянно, и то, что уравнивает всех. Все граждане государства должны быть наделены равными благами независимо от их заслуг. Коллективное начало, община. Первая обязанность царя - "сироту и вдову не обижать, бедного накормить, сделать так, чтобы все люди ступали за тобой след в след, как сыновья одной матери". Ликвидация бедности, охрана слабых и "возвращение всех вещей на своё место" - гордость царя.
Это понимание коренится в календаре, в восприятии мира как кругового хода вещей.
В начале правления каждого царя выходили эдикты о справедливости, которые отменяли старое время. Это называлось очищением: год очищался от событий => выход долговых рабов, амнистия преступников, аннулирование договоров. Опять всё возвращается на своё место, к застывшей истине, исходную точку. Перед справедливостью все равны, никто не может высказывать никаких претензий, никто из волов людей не может вырваться вперёд. Недопущение слишком сильной инициативы - типичное общинное сознание.
Слишком высоко возноситься - значит быть полным гордыни и не уважать богов => война с естественным ходом вещей => дурные последствия (Гильгамеш стал личным врагом Энлиля). Тот, кто вырывается за рамки - герой, объект почитания и поклонения, т.к. на это способны немногие; их именами оправдывается и защищается власть (ср. Третья династия Ура).
Эпос о Гильгамеше: "Кто столь велик, чтобы достать до неба, кто столь широк, чтобы заполнить всю землю?"
Единственную ценность представляют дети, которые будут кормить после смерти.
Возникает система разрядов, в соответствии с которыми назначаются рационы, но если для египтян это органично, то здесь - постоянный повод для стресса.
=> человек гораздо крепче, чем в Египте: каждая неудачна - понятно, зп что. Длинный список прегрешений, за которые он просит прощения у богов. Человек легче выходит из этой ситуации, чем в Египте: он понимает, что он грешен уже просто потому, что живёт и развивается. "Ни одно дитя, вышедшее из материнского лона, не бывает безгрешным"; беды начинаются "с тех пор, как семя вышло".
В Месопотамии развитие уже означает несправедливость: нарушается истина и нарушается равенство. Чтобы восстановить справедливость, нужно всё вернуть в исходное состояние.