triambaki

В.В. Емельянов. Категории культуры древнего Востока. Часть III, continued.

Египет
В Египте существуют всего два вида судьбы: царь - это бог; все остальные - рабы царя, т.е. рабы бога.
Все египтяне считают себя рабами царя. Кроме этого, у них есть собственные рабы - пленники (двойное рабство). Гегель: "В Египте человек знает, что свободен только один (фараон)". Египтяне не вполне люди; они могут быть истечениями из тела фараона или его хему (орудиями). Работает таким образом только фараон; прочие же - лишь его орудия. Быть рабом фараона хорошо, т.к. это означает вписанность в некое космическое единство, центр которого - царь.
Египет - первое государство, которому не нужен космос, т.к. вместо него - фараон.
Фараон велит Нилу разливаться, Сириусу - восходить… Ему подчинён весь видимый космический мир.
"Лёгкий оттенок трансцендентности". Всё в мире текуче и тленно, в отличие от фараона: его тело вечно в пирамиде, а жизнь - в мире Северных звёзд. Каждый человек знает, что ему никогда не быть фараоном, и он не только не должен претендовать на это, но должен понимать свою малость.
Фараон подвластен Солнцу, и именно оно играет роль младшего по отношению к фараону.
Египет знает множество солнечных богов: восходящее солнце - Хет, солнце в зените - Ран, заходящее солнце - Аум, солнце ночное - Амон, солнце животворящее - Атон (пирамиды четвёртой династии!).
Во времена четвёртой-пятой династии формируется представление о двух Солнцах, старшем и младшем (солнце и фараон); египтяне - рабы двуликого солнца.
Соотнесение суточного и годового пути солнца по небу с деятельностью фараона. Они - дети солнца, находятся ближе всего к нему; это - радость.
Судьба человека в Египте - это судьба существа, которое включено в цикл жизнедеятельности двух Солнц. Организация египетского государства такова, что идея жизнетворности солнца буквально претворяется в жизнь. Младшее Солнце занимается раздачей благ, подобно Солнцу старшему. Единая система распределения благ через центр - это очень хорошо при стабильном государстве, но при ослабевшей царской власти означает голод.

Чем выше стоит человек, тем больше его шанс на индивидуальное бессмертие. Право на это даёт личная гробница, подаренная фараоном, где изображается мир его Ка; там есть только сам человек, и нет никакого начальства. Этот мир существует, пока существует гробница. Таким образом тот, кто был неугоден фараону, терял две жизни сразу.

Древнеегипетское рабство - это не античное рабство. Человек может чувствовать себя очень уверенно и хорошо, но его судьба такова, что он постоянно находится под наблюдением младшего солнца.
Колоссальная задача - задача освобождения от влияния солнца.
Когда закончилась эпоха пирамид, наиболее влиятельные вельможи стали приказывать резчикам выбивать на своих гробницах цитаты из текстов пирамид.
Затем, в эпоху нового царства, появляется Книга мёртвых. Она заканчивается выходом в тот же мир, куда раньше попадал фараон. Каждый, кто мог её купить, получал индивидуальное бессмертие. Правда, бессмертен, как фараон, ты можешь быть, только если ты безгрешен (посмертный суд), но этот этический барьер легко преодолим: даны заклятия собственного сердца не говорить против тебя ничего дурного.
Освобождение продолжается, и возникает герметизм - учение о том, что каждый человек может в этой жизни стать богом, т.е. фараоном, при помощи знания о природе вещей.
Таким образом, в начале мы имеем божественную природу человека (фараон), а в конце - человеческую природу бога, и рассуждение о том, что богом может стать каждый человек. Две судьбы стали одной.

Свободен ли сам фараон в своих действиях? Он трансцендентен прочему миру, но у него есть обязательства перед старшими богами. Нет свободы воли.
Сказка: когда рождается фараон, к его колыбели сходятся боги. Они должны распознать в нём Гора (его золотое тело). Среди них есть боги. Которые определяют его судьбу.
Совершеннолетие=>и отец дарит гробницу. Никто ещё не знает, кто наследник. До нас не дошла ни одна гробница наследника, ставшего фараоном: юношескую гробницу разбивали, т.к. у бога не может быть простой гробницы - т.е. человек теряет свою судьбу царевича и индивидуальное бессмертие! Это и есть судьба, предсказанная ему при рождении, его вторая и наиболее реальная судьба.
Дальше - бесконечная череда обязанностей. Наследство Геба. Фараон = Гор => в ответе за всю плодородную землю Египта. Почести предшественникам (Осирис).
Ху - воля царя
Сиа - слово царя, при помощи которого он, как бог, творит мир
Ху + сиа = Маат (справедливость). Это принцип, которым руководствуется всякий фараон.
Маат - это
1. справедливое распределение благ
2. своевременное кормление богов и предков жертвами
3. подготовка наследника
4. обеспечение своего индивидуального бессмертия.
Отступить от этого принципа фараон не может.

Так кто же оказывается рабом? Фараон, который имеет обязанности перед всеми, или простой человек?

Нарушение порядка => снижение доверия царской власти и его личного авторитета => экономика выходит из строя, т.к. правители городов отлагают свои города от центра и растаскивают казну.

В то же время правитель Месопотамии не чувствует своей абсолютной значимости. Он делает то, что велят боги, но, будучи человеком, может ошибаться, а грехи замаливать. Фараон не может так поступить, потому что он сам бог, и у него нет никакого ориентира, кроме Маат.
В Месопотамии царь находится в поисках трансцендентности. Несколько царей именовали себя богами, но "все они перешли реку Хубур", никто не остался здесь: смерть уравнивает всех.



На очереди -- категория справедливости.
  • Current Music: [Wei Kreuz Gl hen] Glhen Single - 01. Gl hen