eccomi

В. В. Емельянов. Категории культуры древнего Востока. Часть II.

Время
В древних языках нет слова "время". Есть много мелких единиц времени и, соответственно, заместительных слов.
"В те времена, когда…" = "В те далёкие дни, когда…"
Три взгляда на время:
1. С точки зрения тела
2. Взгляд простого человека
3. Взгляд человека образованного
Для "телесного" времени прошлое - это лицевое (расположенное впереди, т.к. его можно увидеть: оно всегда расположено перед глазами) время, а будущее - время спинное. (Ср. русское предки и потомки.)
Нет никакого представления о вечности. Прошлое - это то прошлое, которое всегда существовало; будущее - это то будущее, которое всегда существовало, т.к. в основе мироощущения - принцип возвращения на своё место, круговое движение времени.
Аккадский язык: "вечность" - darum. Дословно - круглота, вечное круговое движение.
Этого ощущения хватает простому человеку. Для него существует год с двумя полугодиями: жара и холод. Каждый месяц состоит из 29 или 30 дней, новый месяц наступает вечером, когда наблюдается новолуние. Сутки делятся на несколько страж (обычно - 6 по 4 часа). Эти стражи показывают, сколько времени.
Время контролируется водяными часами. Вода вытекает за несколько единиц времени, которые называются уш.
Время восхода созвездий определяет время сельскохозяйственных работ.
Время образованного человека. Распространённой ошибкой является убеждение, что образованными людьми на древнем Востоке были жрецы. До второй половины 1 тыс. до н.э. на ближнем востоке жрецы вообще были неграмотны; носителями культуры были писцы, а жрецы были лишь чиновниками-исполнителями.
В Месопотамии существовал лунно-солнечный календарь, средняя продолжительность которого - 360 дней. Уже с шумерских времён каждые 4 года указом царя водился дополнительный, 13й месяц.
Год делился на два полугодия, 4 сезона, 12 месяцев. Год начинался весной, примерно в одно и то же время - время разлива рек и жатвы ячменя. Поколебать начало года могло только введение так называемого "двенадцатого второго", т.е. тринадцатого месяца сразу после двенадцатого.

Другое измерение времени - время, включающее в себя последовательность событий человеческой истории.
Это время делится на три периода:
1. Мифологическое время - это время от сотворения мира до сотворения людей; всё, что было до первого человека. Это время, когда земля отошла от неба, их брак, разделение богов по сферам, образование народного собрания богов. После этого боги начали трудиться и устали. Тогда они пошли к Энки и попросили создать существо, которое может на них работать.
2. Периферическое время, как назвал его М.И. Стеблин-Каменский, -- это время, находящееся на периферии человеческого сознания. В это время человек уже был, но ни один человек его не помнит: это время от сотворения человека до потопа. В это время с небес спустилась Царственость и была дана пяти первым городам, и их боги стали управлять. Прошло много времени, люди перестали работать на богов и стали работать на себя и много и громко кричать, чем не давали спать Энлилю. Сперва боги наслали на них болезнь, затем засуху, но ничто из этого не помогло. Наконец боги решились наслать на людей потоп.
Разные тексты очень по-разному это мотивируют.
Шумерский текст о потопе: …потому что вечно править нельзя, и всё живое когда-нибудь погибает.
Вавилон: …т.к. люди плохо себя вели.
Одиннадцатая таблица эпоса о Гильгамеше: "устроить потоп склонило богов их сердце", т.е. прихоть.
От потопа погибли все, кроме праведника. Когда он выходит из ковчега, то видит, что всё человечество стало глиной (из которой оно и было сделано): "всё человечество вернулось в глину".
Между богами и семьёй праведника заключается договор.
Вавилон: люди обязуются кормить богов и вести себя хорошо, в ответ боги обязуются не насылать потоп, но оставляют за собой право посылать голод, болезни и мёртвых младенцев для регуляции численности людей по своему усмотрению.
Миф о потопе существует во многих мифологиях ближнего Востока и свойственнен всем классическим средиземноморским народам. (Иран: Авеста - потоп замещён морозом, праведник укрылся в четырёхугольном var - сооружении, где они и пережидали страшную зиму. Описание var напоминает сооружение из эпоса о Гильгамеше: четырёхугольный корабль, ширина которого равна длине.)
Зачем древневосточным источникам нужна фиксация времени? Все источники имеют конкретную идеологическую подоплёку. Например, шумерские царские списки.
Шумерские царские списки дошли от конца 3 тыс. до н.э. Они содержат сведения о правителях всех династий всех городов. Зачем нужна такая детализированная информация? Во время Третьей династии Ура и в старовавилонский период оформляется гновая идеология. Когда государство стабильно, то возникает представление, что власть дана этому государству и этой династии навечно. Такова Третья династия Ура, каждый царь которой был обожествлён. В гимнах говорится: "вот родился человек, подобный царственности." Нанна, бог Ура, требует у своего отца Энлиля создать царя Шульги для выполнения определённой миссии. Он рождается для исполнения Царственности. И она предназначена для него изначально.
Но в последние годы Третьей династии на Ур со всех сторон нападают, всё плохо… Царственность существует сама по себе и по своей воле переходит из одного города в другой, нигде не пребывая вечно. Эта идеология очень понравилась и захватившим Ур семитам, которые включают в царские списки и собственные родословные: список шумерских царей позволяет зафиксировать законность правления шумеров на старой шумерской территории.
В этих списках нет города Лагаша, т.к. он очень лоялен к кутиям, и через сто лет, когда кутиев удалось победить, Лагаш стал считаться предателем => собственный список, который также дошёл до нас.
Зачем же царским спискам нужен потоп? Ведь до Третьей династии Ура без него обходились. В текстах 22-21 вв. до н.э. с потопом сравнивали нашествие кутиев - диких горных племён, которые разрушили аккад и захватили Шумер. Царь Аккада возвёл себя в достоинство Бога => стал неугоден богам Шумера, т.к. перестал жертвовать Энлилю. Энлиль послал ему священный сон, но царь не согласился и велел разрушить его храм => Энлиль наслал на него кутиев, которых прогнали цари Лагаша, Урука и Ура…
Царский список Лагаша не упоминает очень многих царей, т.к. они не нужны для оправдания Лагаша. Поскольку не существует категории истории, никак иначе и быть не могла: известная информация всегда приспосабливается к интересам данного времени. Точно так же мв древнеегипетских списках (Туринский папирус) упоминаются только те цари, которые связаны с объединением Египта, а сепаратисты не упомянуты вовсе.
3. Историческое время, когда все люди - дети праведника и не имеют отношения к утонувшим грешникам. Царственность пережидает потоп на небе, но теперь снова возвращается и начинает посещать разные города.
Народная традиция: 2000 до н.э. Мир начался с воды Абзу. Богиня Намму породила Энки и семь мудрецов-рыб, от которых пошла вся мудрость.
Общество живёт от весны до весны, и круг ритуалов зависит от царя.
Египет
Тексты Пирамид: два представления о времени, которые выражены особыми терминами - джет и нехех. Джет - застывшее время, которое существует всегда; нехех - растянутое время, бесконечность. Это два образа бесконечного времени. В области джет покоится тело фараона, в области нехех пребывает его ба, воскресшее из пирамиды. Эти два времени предназначены специально для фараона.
Для прочих существует солнечный календарь (365 дней) и Новый год приходится на разные сезоны, хотя официально связан с разливом Нила (19 июля).
Три сезона:
· половодье
· засуха
· всходы
Время как последовательность событий. В египетских папирусах Нового царства существует текст об истреблении людей. Ра одряълел, люди перестали ему подчиняться, и тогда он наслал на землю богиню-мстительницу (корову Хатор или львицу Сохмет), и она сошла на землю и залила землю кровью людей. Это случилось в один день, и на следующее утро Ра ужаснулся своему деянию. Он превратил всю кровь в пиво, а богиню вернул на небо. С людьми же он заключил договор: они обязуются регулярно приносить богам жертвы и кувшины с пивом, а он не будет насылать на них богиню-мстительницу. Ни слова о праведнике, избранном для спасения; кого пощадила богиня - неясно. Не потоп, а резня.
Эта поздняя версия скорее всего возникла после гиксосов под влиянием ближневосточной мифологии, т.к. в классической египетской картине мира солнеычный бог не может иметь старости, а общаться с богами - дело фараона.

Продолжение следует. Следующая глава -- о категории СУДЬБЫ.
  • Current Music: [Wei Kreuz Gl hen] Glhen Single - 01. Gl hen