нотки

Dessum Norma (как писали коллеги)

Ну и пока я пишу посты, напишу и о новом альбоме Кауфмана-Паппано. И даже, я бы сказал, Паппано-Кауфмана. А то чё я его, зря, что ли, три дня слушаю.
Паппано – офигенный интерпретатор Пуччини. У него тут всегда вёс ладится, как ни у кого больше, и оркестром он рулит, вытаскивая из него очень яркие и резкие эмоции, которые при этом очень отчётливо не веристские. Такое эхо романтизма, которое дробится об железные лбы двадцатого века (эхо? о лбы? боже, что я несу). Вы поняли. Тут работает одновременно и любимая идея beltaсестрицы о деконструкции романтизма, и очевидная эмоциональная бесхитростность его музыки (ну да, к чему тянуть, давайте сразу пытки). Для меня, в общем, паппановский Пуччини – это the Пуччини; и тут уже я не могу продолжать кривить морду по поводу "Фанчули" там (хотя всё равно очень слышно, насколько "Манон" круче; на этом диске вообще кажется, что это лучшая опера Пуччини, и я не уверен, что это напрасно так кажется).
При этом альбом ужасно коммерческий. Почти тошнотворно яркий и карусельный: очень похож этим на предыдущий диск Кауфмана, но там-та этот razzle-dazzle был очень по делу, потому что речь шла об энтертейнерах и опереттах. А здесь? Паппано играет Пуччини совсем не как опереточного композитора, но на заднем плане всё равно мигают розовые лампочки, светятся неоновые вывески, стрекочут игровые автоматы, танцуют the ooh-la-la girls и сверкают улыбками суперстары. И это отвлекает. Хочется, чтобы кто-нибудь выдернул им штекер, и можно было слушать в тишине и, желательно, темноте.
Суперстары с улыбками... Мда. mussi_pussi_myМю писала, что Ополайс может воспринимать только с картинкой; я, по большому счёту, тоже: Амелия в моём любимом "Симоне" прекрасна всем, кроме того, как собственно спета, а это примерно лучшее, что я от неё слышал. С картинкой всё офигенно зато. Но здесь нет её, картинки. А есть, эм, то, что всяким там современным интонированием не отмажешь. И это обидно, потому что она теперь явно owns the role of Manon, и едва ли в ближайшее время есть смысл надеяться на то, что спето будет иначе.
Это я как бы беру разбег для отскока, как принято у нас, философов, ага. Что мне понравилось: Guardate, pazzo son, например, очень понравилось. Мне вагнеровская мощь кажется здесь гораздо более подходящей, чем средний по больнице для кавалеров де Гриёв рыдательный надрыв, если уж нужно выбирать только между этими крайностями.
Что ещё мне понравилось: что диск выстраивается от начала до конца не только по хронологии, но и по динамике этой самой деконструкции романтизма (и в этом смысле не только коммерческими соображениями можно обяснить то, что он начинается с "Манон" – если сразу не жахнуть пуччинистым пуччини, не будет понятно, чем же "Вилисы" и "Эдгар" таки не ложатся в идею нормальной романтической музыки, куда там слушать, чтоыб выслушать прогрессистскую идею развития композиторского метода, где высматривать хлебные крошки, которые потом приведут к "Турандот" – а так Паппано сразу хрясь тезис на стол... Так, опять я о Паппано), но при этом если из одной оперы даны несколько номеров – то они ложатся в один драматический образ, и образ тоже меняющийся. То есть это не альбом "Пуччиниевский тенор" (как Рокуэлл Блейк записывает – я понимаю, что он о технике, а не о концепции, но таки у него ведь выходит, что дон Оттавио более-менее Идоменей, только в других обстоятельствах, потому что они пользуются одними средствами и одними ресурсами), а именно "Пуччини, композитор, который каждый раз играет в разное разными игрушками, но все эти игрушки у него из одной коробки всё равно". И таки да, я подозреваю, что это всё равно идёт по статье "диск Паппано". Кто ыб ни придумал концепцию (хоть бы и никто), сыграл это Паппано.
Дддда. Вот.
Что мне не понравилось, одним словом: Recondita.


А также всем свеженького Кинлисайда, разговаривающего о себе, "Макбете" и "Доне Дж". Я по нему скучал; надеюсь, вы тоже.
  • Current Music: Verdi: Macbeth - Act III, A Dark Cave: Ballet: II.
Tags:
Я сестрице твоей сказала, что альбом избыточный. Но он очень правильно избыточный: если Йонас говорил о противоречивом характере Пуччини, что эротомания и уязвимость там рядом- получите это и в исполнении. Ну, т.е на мне это круто сработало ;) (what do I know, в самом деле?) Ну а тех, кто выжил, добьем Nessun Dorma, ага.
Да, "избыточный" – хорошее слово, но оно на самом деле требует пояснения: избыточный в чём или чем? Потому что меня не покидает ощущение, что между мной и Паппано по авансцене ходит Билли Флинн и такой: how can they spot you've got no talents, razzle-dalle 'em! При том, что с Паппано вёс в порядке и с Пуччини вёс в порядке, не надо меня ослеплять.
Так вот в подаче. Йонас тут как ребенок с большим набором фломастеров: и так, и вот так, а хотите... Причем именно что этого не надо, в самом Йонасе, в музыке и так есть нужное. Но вот это вот ощущение, что над тобой стоят и реакцию проверяют у меня было. Повторюсь, это не помешало моему удовольствию, но так именно ищущие одобрения дети делают, а Йонасу-то с чего бы? Однако ;)... А вот Кристина мне совсем нет :(.
Но альбом все равно превосходный. Йонас крут. А вот Паппано- чудо. Можно вводить теглайн.
А мне лучше всего Фанчула и Виллисы с Эдгаром пошли. Но вообще , надо бы переслушать внимательнее.

"Маня Лескова" , наравне с "Богемой " - самый пуччинистый Пуччини для меня. Но с ними вечная засада . Вот так, чтоб всё идеально совпало, оркестр, дирижер , певцы и (!) режиссура, так не бывает . И если с "М.Л" дела обстоят чуточку получше, особенно в том, что касается каста вокалистов , то с Богемой вообще завал. Такое ощущение , что Мими берётся спеть любая ...пищалка , а Родольфо - любой сладкоголосый как бэ тенор.
Мне тоже они пошли отлично, кстати, чего я не ожидал. И если с "Виллисами" и "Эдгаром", скажем, я был примерно уверен, что там есть чем меня порадовать, то "Фанчуля" была большим сюрпризом. Таки Паппано рулит.

С "МЛ" стало лучше вот в последние полтора сезона! ;)) А "Богему" я как-то никак. Мб именно потому, что ах какого сочетания режиссёра, дирижёра и каста я тоже пока не встречал.
Кстати, посмотри новую Херхаймовскую из Осло . Может тебе понравится. Меня пробрало , особенно Мими.
По-моему, с Пуччини существует та беда, что его (как и, скажем, бельканто в виде Россини-Беллини-Доницетти) очень часто поют просто как красивые мелодии. И особенно велика эта опасность именно в "Богеме": Сироп Сиропыч в таком случае гарантирован. "Маня Лескова" и "Тоска" спасаются - первая - угарными страстями, блеском и непосредственностью молодости (и, как ни странно, юмором), а вторая - именно что деконструкцией романтизма и пытками. А в "Мадаме" и "Фанчулле" мы имеем, по сути, конверсационный жанр с ариозными вставками - т. е., тут уже романтизм чисто музыкальный отсутствует почти напрочь.

А у меня один раз такое было: на испанском форуме сравнивали выходную арию Гвалтьеро из "Пирата" ("Nel furor delle tempeste") - точнее, собственно cantabile без кабалетты. Большинство исполнителей пели просто красивую мелодию (как говорят итальянцы, "ànema e core" - "душа и сердце", что подчёркивается неаполитанским происхождением выражения). Краус сделал технически безупречно, но при этом холодно как рыба. А единственный, кто мне преподнёс содержание - Джузеппе Морино, чьи выразительные средства, однако, оскорбляют моё чувство эстетики. Вот и выбирай после этого...
Про то, что "Маня Лескова" - лучшая опера Пуччини - бешено плюсую. Хотя "Турандот" на почётном втором месте (была бы на первом, если бы не невнятный финал).
И ещё - я бы с большим удовольствием послушал Груох из англоязычного "Макбета" Манечкой Лесковой. Только проблема в том, что она малорослая, пухленькая и чернокожая, поэтому её берут практически всюду лишь Аидой...
Я посмотрел фоточки, она на мой вкус очень хороша внешне ;)))) Я бы взял Маней ;))))
И да, Алёша, я в твоей секте про "МЛ" теперь.
Чо-то руки не дойдут послушать. Я бы как-то лучше полные оперы, не знаю.
Полные кто же бы спорил, но не все дают )).
А у диска есть логика и много хорошего, в том числе для подумать, а не только для чувственного наслаждения.
Я тоже не люблю сборные альбомчики, кстати. Даже от любимых. Иногда просто ничё другого не дают: вот студиек с Аней, например, как бы и нет почти.
Но тут немного особый случай, пч мне было интересно, будет это набор номеров или некое иначе собранное целое. Так вот: второе. Поэтому есть смысл слушать примерно с той же идеей, что и полную оперу.